Эльхотовская мечеть в прошлом и настоящем

Ровно 120 лет исполняется в этом году Эльхотовской соборной мечети, расположенной в живописном месте недалеко от набережной реки Терек, пишет А. Кубалов.


Селение Елхот, основанное в начале 19 века переселенцами преимущественно из мусульманских населенных пунктов Осетии, развивалось стремительно. В 1867 году в Эльхотово проживало уже 1250 человек. К концу 19 века село разрослось до 300 дворов, население составляло около 2 тысяч человек.

Жители в основном занимались земледелием и животноводством. В открывшейся в 1887 году двухклассной школе учащимся преподавали арифметику, русский язык, рисование, гимнастику, на уроках Закона Божьего изучали ислам. В каждом из пяти отделений школы насчитывалось по 30 учащихся, а школьный библиотечный фонд доходил до 500 книг. Население соблюдало ислам. В селе было несколько мечетей, построены они были из саманного кирпича и древесины, только одна из них, располагавшаяся на южной окраине села, была кирпичной.

Мусульмане-эльхотовцы, обеспокоенные тем, что имеющиеся мечети сравнительно небольшие по размерам, а саманные стены не очень долговечны, решили построить каменную соборную мечеть. В 1896 году на сходе старейшинами села было принято решение о строительстве большой мечети и школы-медресе.

В то время в составе группы российских военных врачей направлялся в Турцию на ликвидацию эпидемии холеры полковник медицинской службы Темболат Хасакоевич Такаев, уроженец села Эльхотово. Он и привез из Турции по просьбе мусульман, по поручению старейшин села и своего отца, подполковника в отставке Хасако Дзыбыловича Такаева, два проекта соборных мечетей. Старейшины выбрали из них один, по которому и была построена нынешняя мечеть. Руководил ее строительством Хасако Такаев.

Мечеть Мухтарова на берегу живописного Терека: красота начинается с любви.

1913 год. Село Эльхотово. На открытии новой 4-х классной школы. На заднем плане – Эльхотовская мечеть / Источник: islamcenter.ru

Есть предположение, что автор проекта мечети дал только основной эскиз, а все остальное выполнено трудом умельцев. Об этом свидетельствует искусное сочетание кирпича с булыжником из терской поймы. Здесь все до деталей удачно собрано в одно целое. Особенно много творческой фантазии проявили каменщики из Турции, они вписали сооружение в местный пейзаж. Всего в мечети 52 арочных оконных и дверных проемов, выполненных в восточных традициях. Профессионально исполнены две главные внутренние арки и куполообразное перекрытие центральной части. С южной стороны к мечети примыкает высокий минарет. Его четкий силуэт вызывает чувство гордости за искусство мастеров. Очень высокое качество штукатурки стен — в некоторых местах она хорошо продержалась десятки лет. Во время возведения мечети каждая эльхотовская семья обязывалась приносить на строительство яйца — их белок клали в раствор для прочности.

Датой начала строительства считается 1897 год, основные работы по возведению здания были завершены в 1899 году, хотя отделка и роспись велись еще около трех лет. По мнению специалистов-архитекторов, а также мусульманских религиозных деятелей, это уникальное с архитектурной точки зрения здание по своим размерам, внешней красоте и уровню отделки является одним из наиболее выразительных культовых сооружений на Кавказе. Здесь могли одновременно совершать намаз несколько сотен человек.

Джума-мечеть в Тбилиси объединила суннитов и шиитов.

Со дня постройки в зале мечети, наполненном таинственной тишиной, эльхотовцы молились Всевышнему, просили у него благ этого и загробного мира. Регулярно посещали эту мечеть также и жители близлежащих сел Кабарды, так как своих мечетей у них было мало.

Муллы в Эльхотово были в свое время как из числа самих сельчан, так и приезжие, к сожалению, до сегодняшних дней сохранились не все имена. Из одной только фамилии Салбиевых их было трое, наиболее известные — Мусса и Темиркан Салбиевы. Был мулла и из фамилии Мильдзиховых.

Надо отметить, что законодательство царской России, а также государственная администрация тех времен были суровы по отношению к мусульманам. Соблюдать ислам полноценным образом было почти невозможно. Например, взрослому человеку, изъявившему желание принять ислам, необходимо было сначала получить на это письменное разрешение начальника Терской области. И в то же время, к примеру, в школах детям сызмальства внушали уважение и любовь к царской семье, портреты императора и императрицы висели в каждом классе.

Мечеть железных врат Кавказа.

Картинки по запросу эльхотовская мечеть

Восстановительные работы в мечети / Источник: islamosetia.ru

Не было в то время такого муллы, которого бы так или иначе не коснулась карательная система царской администрации. На Мурзабека Катинова, муллу одной из мечетей с. Эльхотово, было заведено уголовное дело за то, что он совершил обряд бракосочетания между осетином Ибрагимом Козыревым и русской Александрой Фанагорской. Чуть не угодил в тюрьму и Агубечир Цаликов, засвидетельствовавший развод Гайси Чеджемова и его супруги. Уладить дело ему помог начальник Горского суда Ильяс Озиев из Назрани. Несколько лет длились злоключения и Татаркана Гацалова, терпевшего оскорбления и угрозы начальника отделения полиции. Капитан Филькевич так и не ответил за свое хамское поведение, несмотря на то, что Гацалов жаловался на него вышестоящим властям, в частности прокурору Владикавказского округа, на то, что начальник отделения полиции якобы выражался в его адрес нецензурной бранью при свидетелях и при портрете царя-императора. В 30-х годах был репрессирован и расстрелян Умар Шакманов.

Мусульмане того времени играли заметную роль в общественной жизни. В 1888, 1908 и 1914 годах представители мусульманских сел Осетии, в том числе и Эльхотово, выносили совместные решения о том, что-бы прекратить похищения невест, отменить калым, а также сократить количество и размах поминальных мероприятий по умершим. Калым за невесту был для многих сельчан чересчур обременительным в материальном плане. Эти решения служили хорошим подспорьем для улучшения взаимоотношений между людьми.

“Сердце Чечни” – достойная наследница османских мечетей.

Макет мечети / Источник: islamcenter.ru

 

 

Во время Великой Отечественной войны здание Эльхотовской мечети сильно пострадало — купол и северная сторона здания были разрушены, стены изранены осколками снарядов, но и в таком виде она сохранила свой величественный вид. Благодаря своей неповторимой архитектуре она была во второй половине 70-х годов площадкой для съемок художественных фильмов «Кольцо старого шейха» и «По следам Карабаира».

Первые основательные попытки восстановления мечети предприняла в первой половине 90-х годов местная община мусульман под руководством заместителя председателя Духовного управления Осетии Юрия Габисова, уже имевшего на тот момент исламское образование. Ощутимую поддержку ему оказывали старейшины общины Каурбек Саралиев и Исмаил-бек Габисов. Справедливости ради надо сказать, что Юрий Рамазанович прилагал активные усилия для возрождения мечети, но после его отъезда на учебу за рубеж дела опять застопорились.

Самые красивые мечети мира в одной книге.

Минарет мечети / Источник: islamcenter.ru

Весной 2004 года стараниями прихожан мечети снова началось ее восстановление. Мусульмане села, единоверцы из других сел и городов Осетии провели тогда немалую работу. Фундамент укреплен бетоном с арматурой, помещение мечети, внутренняя площадь которой составляет 330 квадратных метров, очищена от лишнего грунта. Стены здания снаружи отреставрированы специалистами из Азербайджана, ими выложена заново часть стены с северной стороны, разрушенная артиллерийским снарядом во время Великой Отечественной войны. Для этого руководством Бесланского маисового комбината был безвозмездно предоставлен кирпич, близкий по конфигурации к тому, из которого в свое время строилась мечеть. Летом 2008 года в минарете мечети вместо давно вышедшей из строя сооружена новая винтовая лестница протяженностью 23 метра.

Ряд должностных лиц и предпринимателей, как местных, так и из других районов и городов республики, выделили финансовую помощь, технику и стройматериалы. Ощутимую поддержку оказывали и простые жители села, не только мусульмане, но и люди иного вероисповедания и разных национальностей. Посильное содействие оказали и муниципальные власти.

В стене дагестанской мечети нашли замурованные книги.

На открытии Эльхотовской соборной мечети / Источник: alania.gov.ru

Работы продолжались, пока позволяли средства, но так как восстановление столь крупного сооружения требует немалых ресурсов, не удалось осуществить один из главных этапов реставрации — сооружение крыши и купола. В результате мечеть, построенная в свое время на средства местных мусульман, с 1942 года стояла полуразрушенной, открытая дождю, снегу и ветрам, разрушавшим кирпичные стены. Мусульмане села Эльхотово и всей Осетии прилагали усилия для воссоздания мечети, обращались ко всем, кто может посодействовать в этом, в СМИ публиковались обращения к соотечественникам.

Очередной этап восстановления начался летом 2012 года. Бригаду возглавил высококвалифицированный инженер-строитель с многолетним опытом, прихожанин этой же мечети Владимир Такаев. Были сооружены железобетонное перекрытие основания купола, монолитная лестница из железобетона на второй этаж, возведена крыша из качественных кровельных материалов, установлены новые купола здания и минарета, пластиковые окна и двери. Цоколь здания облицован гранитной плиткой, старый забор мечети заменен на новый с металлическим кованым ограждением. Осуществлен монтаж современной отопительной системы с «теплым полом». Стены внутри облицованы доломитовой плиткой, на полу уложена плитка из керамогранита. Ход работ отслеживал председатель Духовного управления мусульман РСО-А Х. Гацалов.

Каменный музей Донди-Юрт: вместилище истории и жизни чеченского народа.

Интерьер мечети / Источник: alania.gov.ru

На завершающих этапах восстановления мечети не покладая рук трудились местные мусульмане, а также мастера из Таджикистана, Узбекистана и Дагестана. С задачей благоустройства территории мечети превосходно справились представители таджикской и узбекской диаспор. На славу поработали специалисты-эльхотовцы Казбек Салбиев, Батраз Едзаев, Валерий Козаев, Руслан Рубаев, Алан Азиев, Батал Доев, Георгий Кануков, Олег Козырев, Борис Салбиев, братья Борис и Георгий Такаевы, предки которых стояли у истоков ее строительства в конце 19 века. Нелишне будет отметить, что человек необычайной скромности и трудолюбия В. Такаев в течение всего светового дня находился на объекте и работал наравне со всеми.

Долгие годы насущной проблемой для мусульман с. Эльхотово, как и для всей Осетии, было отсутствие грамотного руководителя. И вот несколько месяцев назад в этом отношении для эльхотовцев произошел сдвиг в лучшую сторону — к обязанностям имама мечети приступил Владимир Секинаев, дипломированный религиозный наставник с высшим образованием.

Эльхотовцы ценят эту мечеть не только как культовое сооружение, но и как замечательное произведение народных умельцев. И не религиозный дурман несут купола мечетей, как утверждают недоброжелатели ислама, а веру во Всевышнего, а также в интеллектуальные способности народа.

Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российский империи.

Картинки по запросу эльхотовская мечеть

Внутри мечети / Источник: islamosetia.ru

А. Кубалов / Газета “Вперед”

Комментарии