«Если в Судане есть семья, в которой нет хотя бы одного суфия, то это не суданцы»
Суфизм в Судане – это чрезвычайно важная сила, которая сформировала и продолжает формировать общество в целом. Суданские последователи тасаввуфа составляют самое большое национальное суфийское сообщество в мире.
«Если в Судане есть семья, в которой нет хотя бы одного суфия, то это не суданцы», – говорит доктор Хасан Аль Фатих Карибулла, шейх тариката саммания из Хартума. Такого мнения придерживаются и суданцы в целом.
Родственные связи имеют жизненно важное социальное и экономическое значение в регионах, где широко распространена бедность. Поэтому суфизм, который учит практике жертвенного служения другим, является важным элементом, скрепляющим суданские семьи. Здесь это серьезная религиозная дисциплина, а не идеал западных религиозных романтиков 1960-х годов.
Почему многие суданцы до сих пор ходят в мечом?
Суданские последователи тасаввуфа составляют самое большое национальное суфийское сообщество в мире. Здесь много разных тарикатов, в которых состоят самые разные люди – от детей до стариков, от бедных до богатых, от образованных и до самых простых. По словам шейха Карибуллы, молодые образованные суданцы тянутся к суфизму, потому что разочаровались в других исламских движениях, особенно в фундаментализме с его упором на правила, а не на духовный опыт и рост.
Одиннадцатилетний Мохаммед Исмаил из Хартума участвует в зикре тариката кадирия аркия. «Я чувствую счастье и радость каждый раз, когда прихожу сюда, – говорит он. – Мне нравятся танцы и песнопения суфиев, их одежды. Я хотел бы надеть что-нибудь похожее».
Суданец вырастил тропический сад, чтобы просвещать молодежь.
Братство кадирия аркия – лишь одно из многих в Судане. Среди других можно отметить тиджанию, которая в настоящее время является крупнейшим суфийским движением в западной части страны, и самманию, последователей которой отличают белые одежды и коричневые пояса. Многие из местных братств являются частью международных тарикатов, таких как шазилия, кадирия и накшбандия. Каждое из них действует независимо, их последователи одеваются по-разному и используют различные поминания и песнопения. Тарикаты формируется вокруг шейха, хотя акцент делается на поиске личного пути к Богу. А всех их объединяет вера в то, что обрести такой путь можно через полное погружение во время зикра – духовной практики, заключающейся в многократном произнесении формулы, содержащей прославление Аллаха.
Хотя суфии занимают в Судане прочные позиции, с появлением в стране салафитов наметился конфликт между этими движениями. Шейх Мухаммад аль-Рай, лидер тариката кадирия аркия в Хартуме, вспоминает, как в 2012 году во время ежегодного празднования Мавлида (Дня рождения Пророка мир ему) салафиты, отвергающие этот праздник, организовали нападение на них. Десятки людей были ранены еще до прибытия суданской полиции.
Этнокультурный рынок Порт-Судана показывает культурное многообразие страны.
Многие политические лидеры в Судане состоят в тарикатах, в том числе несколько министров в нынешнем правительстве. Джафар Нимейри, президент Судана в 1970-х годах, принадлежал к братству саммания. Вместе с этим, суфии неизбежно оказывают сдерживающее влияние на партии, возглавляющие страну, поскольку суть их учения и практики – это терпимость к другим.
Исламосфера