Эта исламская святыня была разрушена дважды за последние 200 лет
Кладбище Аль-Баки – самое старое и одно из двух самых важных исламских кладбищ, расположенных в Медине, было уничтожено в 1806 году и, после реконструкции в середине 19-го века, было разрушено снова в 1925 году.
Баки аль-Гаркад (“Поле тернистых деревьев”), также известный как Джаннат аль-Баки (“Сад деревьев”), использовался в качестве кладбища еще в доисламский период. Он известен под таким названием из-за своей святости, так как в нем похоронены многие родственники и сподвижники Пророка Мухаммада (САВ). Самым известным человеком, похороненным в Аль-Баки при жизни Пророка (САВ), был его сын Ибрахим, умерший в младенческом возрасте. Многие рассказы свидетельствуют о том, что Пророк (САВ) регулярно посещал это кладбище. Тогда народ Медины хоронил здесь своих умерших, потому что Пророк (САВ) приветствовал тех, кто был похоронен в Аль-Баки, говоря: “Мир тебе, о обитель верующих! Дай бог, мы скоро присоединимся к тебе. О Аллах, прости моих собратьев в Аль-Баки”.
Место захоронения в Аль-Баки постепенно расширялось. Почти семь тысяч сподвижников Посланника Аллаха (САВ) были похоронены там, не говоря уже об Ахль аль-Бейт – потомках Пророка.
Первым сподвижником, похороненным в Аль-Баки, был ‘Усман ибн Маз’ун (или Асад ибн Зурара). Кроме того, здесь похоронены четыре имама Ахль аль-Бейи – Хасан ибн Али, Али ибн Хусейн, Мухаммад аль-Бакир и Джафар ас-Садыйк.
Самое старое мусульманское кладбище Джаннат аль-Баки.
Третий халиф Усман был похоронен за пределами Аль-Баки, но после более поздних расширений его могила оказалась на территории кладбища. В последующие годы там были похоронены великие мусульманские ученые, такие как Малик ибн Анас и многие другие. Таким образом, Аль-Баки стал известным местом, имеющим большое историческое значение для всех мусульман.
Союз Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и Мухаммада ибн Сауда привел к образованию первого саудовского государства (также известного как Эмират Дирия), бросившего вызов власти Османской империи. Победа над османами сказалась не только в политическом отношении, но и в религиозном. Несмотря на протесты международного исламского сообщества, 21 апреля 1925 года мавзолеи в Джаннат аль-Баки по приказу короля Ибн Сауда были снесены. В том же году он разрушил гробницы святых в Джаннат аль-Муалле (Мекке), где похоронены мать, жена, дедушка и другие предки Пророка (САВ).
Ваххабиты попытались разрушить мавзолеи, обосновав это шариатскими нормами. Они рассматривали эти святыни как “идолопоклоннические” и полагали, что строительство могил и мавзолеев – ересь, новшество (бид’а). К такому умозаключению они пришли исходя из истории про Золотого тельца, упомянутого в Коране. Некоторые мусульмане рассматривают эту историю как “полный запрет” не только на поклонение изображениям и святыням, но и на почитание захоронений великих деятелей ислама. С другой стороны, шиитские ученые использовали много различных аятов Корана и хадисов, чтобы поддержать практику строительства святынь на могилах исламских святых. По словам шиитского ученого Мохаммада Джафара Табаси, могилы шиитских имамов, похороненных в Аль-Баки, почитались в течение сотен лет, и ни один из суннитских ученых не рассматривал святыни как новшество.
Долина мира – самое большое мусульманское кладбище в мире.
Согласно исследователю Адиля Мохаммади, уничтожение ваххабитами Аль-Баки также имело политическую подоплеку. Оно было направлено на установление власти недждийцев в Хиджазе, укрепление религиозного авторитета Неджда, ваххабитских ученых и политического авторитета саудовской семьи. Мохаммади утверждает, что путем разрушения “саудовские власти стремились распространить как можно шире свою вновь приобретенную политическую власть”.
Уничтожение саудовскими ваххабитами священных мест в Хиджазе продолжается и сегодня. По мнению некоторых ученых, происходящее в Хиджазе на самом деле является заговором врагов ислама, который реализуется под видом строго Единобожия (таухид). Идея состоит в том, чтобы искоренить исламское наследие и систематически уничтожать все его остатки, чтобы в ближайшие время мусульмане утратили связь со своей религиозной историей.
Уникальное кладбище сельджукского периода в Турции попадет в список ЮНЕСКО.
Исламосфера