Еврейская святыня и мечеть: история гробницы пророка Иезекииля – Зуль-Кифля

Аль-Кифль – обычный иракский город, за исключением одной вещи. Если вы пойдете вниз по узкой улочке от базара, то окажетесь возле местной святыни – гробницы библейского пророка Иезекииля, в исламской традиции известного как Зуль-Кифль. Эта гробница – свидетельство тысячелетнего религиозного разнообразия в Ираке, на протяжении веков сюда приходили как еврейские, так и мусульманские паломники, пишет Алекс Шамс.


Пророк Иезекииль или Зуль-Кифль упоминается в иудейских, христианских и мусульманских писаниях, напоминая об общих корнях трех религий. Его гробница в аль-Кифле – одно из тех редких мест, где арабский и иврит свободно перетекают друг в друга, напоминая о долгой истории иракских евреев на этой земле. Внутри святилища можно увидеть таблички и надписи на древнееврейском языке, которые стали видны после того, как стены были очищены от белой краски, нанесенной при Саддаме Хусейне. А сам саркофаг покрыт покрывалом с арабской каллиграфией с пожеланием мира Посланнику Аллаха.

Что Коран говорит об эпидемии? История Пророка Хизкиля и чумы в Давардане.

Как считается, гробница датируется VI в. до н.э. Когда ислам пришел в Ирак, могила Зуль-Кифля, как и другие святыни, пополнилась мусульманскими паломниками. Это было характерно для всего Ближнего Востока, когда мусульмане продолжали почитать местные святыни, особенно могилы святых и пророков авраамической традиции. Примером могут служить могила Даниила в Шуше и могила Есфири и Мордехая в Хамадане. Вместе с этим, историк Цви Иегуда утверждает в «Новой Вавилонской диаспоре», что еврейская традиция посещения святыни Иезекииля и совершения в ней поклонения возникла после прихода ислама. Эти ритуалы похожи на шиитские традиции зиярата расположенных не так далеко отсюда гробниц Имама Али и Имама Хусейна.

During Saddam Hussein’s era of Arabisation, the Hebrew inscriptions were covered in white paint, but have since been uncovered again

Внутри святилища можно увидеть таблички и надписи на древнееврейском языке, которые стали видны после того, как стены были очищены от белой краски, нанесенной при Саддаме Хусейне / Источник: MEE

В 1300-х годах при монгольских ильханах вокруг гробницы Зуль-Кифля была построена мечеть. С ее расширением доступ евреев к могиле стал контролироваться властями, которые собирали взносы с паломников. Таким образом, экономика Аль-Кифля, который превратился в основном в мусульманский город, стала напрямую зависеть от еврейского паломничества. Посещение гробницы Иезекииля было одним из самых важных ритуалов в календаре иракских евреев. Они приезжали сюда из разных мест, в том числе Багдада и Эль-Хиллы, особенно в праздник Шавуот.

Наби Муса – гробница Пророка Мусы (а.с.).

Все изменилось с появлением государства Израиль. Когда в ходе Накбы сотни тысяч палестинских арабов были изгнаны из своих домов, это вызвало рост антисемитских настроений по всему Ближнему Востоку. Из-за атмосферы страха и преследований десятки тысяч иракских евреев уехали в Израиль. Впоследствии их численность в Ираке сократилась почти до нуля. Последний раз могила Зуль-Кифля видела толпы еврейских паломников в 1950-х годах.

xx

В 1300-х годах при монгольских ильханах вокруг гробницы Зуль-Кифля была построена мечеть / Источник: MEE

В начале 2010-х годов иранской компании было поручено восстановить мечеть. Некоторые опасались, что в результате святыня лишится своего исторического облика, но, в конце концов, был достигнут компромисс: внешний двор был отремонтирован и используется в качестве мечети, в то время как усыпальница сохранила свой прежний облик. Была только проведена реконструкция черепичной кладки и других эстетических элементов внутри нее.

Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.

Реставрация, однако, привела к подчеркиванию мусульманского характера комплекса. Например, новый дверной проем во дворе мечети построен в персидском стиле, а сама святыня все больше становится похожей на шиитскую. Это связано, в том числе и с тем, что аль-Кифль располагается на дороге между двумя святыми для шиитов городами – Наджафом и Кербелой, которые каждый год во время религиозных обрядов Арбаин посещают 25 миллионов паломников. В число ритуалов Арбаина входит пешее преодоление пути между Кербелой и Наджафом, и многие участники шествия останавливаются в аль-Кифле, посещая при этом гробницу Зуль-Кифля и постепенно превращая ее в место транснационального мусульманского паломничества. В то время как их растущее число оживляет местную экономику, еврейская история храма становится все менее и менее заметной, а гиды-экскурсоводы подчеркивают исламское прошлое этого места. Но еврейские надписи внутреннего святилища рассказывают и другую историю, напоминая о веках еврейского присутствия и их мирном соседстве с мусульманами по всему Ираку.

Иракские евреи давно ушли, но сердце святыни остается нетронутым, будучи надежно защищенным мусульманскими хранителями.

Above the doorway of the tomb, tiles bear the Hebrew inscription: “This is the burial site of our master Ezekiel” (MEE/Lizzie Porter)

Еврейские надписи внутреннего святилища рассказывают другую историю, напоминая о веках еврейского присутствия и их мирном соседстве с мусульманами по всему Ираку / Источник: MEE

managers at Ezekiel’s tomb say visitors of all faiths are welcome and that they do not ask visitors about their sect or religion

Иракские евреи давно ушли, но сердце святыни остается нетронутым, оставаясь защищенным мусульманскими хранителями / Источник: MEE

Евреи молятся в гробнице в 1932 г. / Источник: Wikipedia

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Исламосфера

Комментарии