Еврейская святыня и мечеть: история гробницы пророка Иезекииля – Зуль-Кифля

Аль-Кифль – обычный иракский город, за исключением одной вещи. Если вы пойдете вниз по узкой улочке от базара, то окажетесь возле местной святыни – гробницы библейского пророка Иезекииля, в исламской традиции известного как Зуль-Кифль. Эта гробница – свидетельство тысячелетнего религиозного разнообразия в Ираке, на протяжении веков сюда приходили как еврейские, так и мусульманские паломники, пишет Алекс Шамс.
Пророк Иезекииль или Зуль-Кифль упоминается в иудейских, христианских и мусульманских писаниях, напоминая об общих корнях трех религий. Его гробница в аль-Кифле – одно из тех редких мест, где арабский и иврит свободно перетекают друг в друга, напоминая о долгой истории иракских евреев на этой земле. Внутри святилища можно увидеть таблички и надписи на древнееврейском языке, которые стали видны после того, как стены были очищены от белой краски, нанесенной при Саддаме Хусейне. А сам саркофаг покрыт покрывалом с арабской каллиграфией с пожеланием мира Посланнику Аллаха.
Что Коран говорит об эпидемии? История Пророка Хизкиля и чумы в Давардане.
Как считается, гробница датируется VI в. до н.э. Когда ислам пришел в Ирак, могила Зуль-Кифля, как и другие святыни, пополнилась мусульманскими паломниками. Это было характерно для всего Ближнего Востока, когда мусульмане продолжали почитать местные святыни, особенно могилы святых и пророков авраамической традиции. Примером могут служить могила Даниила в Шуше и могила Есфири и Мордехая в Хамадане. Вместе с этим, историк Цви Иегуда утверждает в «Новой Вавилонской диаспоре», что еврейская традиция посещения святыни Иезекииля и совершения в ней поклонения возникла после прихода ислама. Эти ритуалы похожи на шиитские традиции зиярата расположенных не так далеко отсюда гробниц Имама Али и Имама Хусейна.

Внутри святилища можно увидеть таблички и надписи на древнееврейском языке, которые стали видны после того, как стены были очищены от белой краски, нанесенной при Саддаме Хусейне / Источник: MEE
В 1300-х годах при монгольских ильханах вокруг гробницы Зуль-Кифля была построена мечеть. С ее расширением доступ евреев к могиле стал контролироваться властями, которые собирали взносы с паломников. Таким образом, экономика Аль-Кифля, который превратился в основном в мусульманский город, стала напрямую зависеть от еврейского паломничества. Посещение гробницы Иезекииля было одним из самых важных ритуалов в календаре иракских евреев. Они приезжали сюда из разных мест, в том числе Багдада и Эль-Хиллы, особенно в праздник Шавуот.
Наби Муса – гробница Пророка Мусы (а.с.).
Все изменилось с появлением государства Израиль. Когда в ходе Накбы сотни тысяч палестинских арабов были изгнаны из своих домов, это вызвало рост антисемитских настроений по всему Ближнему Востоку. Из-за атмосферы страха и преследований десятки тысяч иракских евреев уехали в Израиль. Впоследствии их численность в Ираке сократилась почти до нуля. Последний раз могила Зуль-Кифля видела толпы еврейских паломников в 1950-х годах.

В 1300-х годах при монгольских ильханах вокруг гробницы Зуль-Кифля была построена мечеть / Источник: MEE
В начале 2010-х годов иранской компании было поручено восстановить мечеть. Некоторые опасались, что в результате святыня лишится своего исторического облика, но, в конце концов, был достигнут компромисс: внешний двор был отремонтирован и используется в качестве мечети, в то время как усыпальница сохранила свой прежний облик. Была только проведена реконструкция черепичной кладки и других эстетических элементов внутри нее.
Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.
Реставрация, однако, привела к подчеркиванию мусульманского характера комплекса. Например, новый дверной проем во дворе мечети построен в персидском стиле, а сама святыня все больше становится похожей на шиитскую. Это связано, в том числе и с тем, что аль-Кифль располагается на дороге между двумя святыми для шиитов городами – Наджафом и Кербелой, которые каждый год во время религиозных обрядов Арбаин посещают 25 миллионов паломников. В число ритуалов Арбаина входит пешее преодоление пути между Кербелой и Наджафом, и многие участники шествия останавливаются в аль-Кифле, посещая при этом гробницу Зуль-Кифля и постепенно превращая ее в место транснационального мусульманского паломничества. В то время как их растущее число оживляет местную экономику, еврейская история храма становится все менее и менее заметной, а гиды-экскурсоводы подчеркивают исламское прошлое этого места. Но еврейские надписи внутреннего святилища рассказывают и другую историю, напоминая о веках еврейского присутствия и их мирном соседстве с мусульманами по всему Ираку.
Иракские евреи давно ушли, но сердце святыни остается нетронутым, будучи надежно защищенным мусульманскими хранителями.

Еврейские надписи внутреннего святилища рассказывают другую историю, напоминая о веках еврейского присутствия и их мирном соседстве с мусульманами по всему Ираку / Источник: MEE

Иракские евреи давно ушли, но сердце святыни остается нетронутым, оставаясь защищенным мусульманскими хранителями / Источник: MEE

Евреи молятся в гробнице в 1932 г. / Источник: Wikipedia

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com

Источник: ajammc.com
Исламосфера