Ганджифа – круглые игральные карты Великих Моголов

Карточная игра ганджифа, как считается, появилась в Персии, но самое широкое распространение она получила в Индии во времена Великих Моголов. Карты расписывались вручную и иногда представляли собой настоящие произведения искусства, сообщает Map Academy.


Самое первое сохранившееся упоминание об игре ганджифа было сделано в начале XV века египетским историком Ибн Тагриберди, который писал, что султан мамлюков в молодости играл в канджифа (средневековое арабское название ганджифы). Игра, вероятно, попала в Индию во времена Великих Моголов и упоминается Бабуром в записи, датируемой 1527 годом. Описание игрового процесса этой ранней версии ганджифы можно найти в «Хумаюн-наме», тексте XVI века, написанном Гульбадан Бегум. С момента появления игры существовало несколько ее вариаций, каждая из которых имеет свою иконографию, колоду и культурный контекст. Когда ганджифа распространилась по всей Индии, появились колоды, выполненные с использованием индуистских образов.

Индийский паломник и его замечательные карты хаджа XVII в.

В варианте этой игры, известном как «могул ганджифа» или «сафвид ганджифа», на картах, как и в таких играх, как шахматы, изображены фигуры и предметы, тесно связанные с императорскими дворами того времени. В колоде девяносто шесть карт, разделенных на восемь мастей по двенадцать карт. Колода разделена на две части или бхеды, каждая из которых содержит по четыре масти, причем каждая масть содержит две придворные карты, называемые шах (король) и вазир (министр), а также числовые карты от одного до десяти. Придворные карты масти являются самыми сильными. Названия мастей, согласно набору, описанному поэтом Ахли Ширази в начале 16 века, – это гулам (слуги), тадж (корона), шамшер (сабля) и танка (серебряная монета), барат (документ), кимаш (материальное богатство, обычно в виде текстиля), ашрафи (красная или золотая монета) и чанг (маленькая арфа).

undefined

Изображения игральных карт из слоновой кости, купленных на базаре Каира французским путешественником Эмилем Приссом (1807-1879) во время его посещения Египта в 1827-1844 гг. Он идентифицировал их как персидские / Источник: Wikipedia

В то время как колоды, используемые двором Великих Моголов, изготавливались из дорогих материалов, таких как слоновая кость и панцирь черепахи, карты, используемые широкой публикой, делали из накрахмаленной ткани, папье-маше или пальмовых листьев, иногда с лакированной лицевой стороной.

Гарем в империи Великих Моголов.

Карты ганджифа традиционно тщательно расписывали, хотя такие факторы, как спрос, преобладающие вкусы и масштабы производства, в разные эпохи влияли на их дизайн и его качество. Первое, что отличает их, это круглая форма. Придворные карты, как правило, украшались особенно изысканно, особенно из колод, используемых членами королевской семьи и знатью. Часто они представляют собой самостоятельные миниатюрные картины, на которых правитель или визирь изображались верхом на лошади на фоне холмов или леса, а символ масти искусно вписывался в композицию.

伊朗和美国引出纸牌演变史!麻将扑克玩得爽,该好好感谢这位老祖宗! - 知乎

Четыре мамлюкские игральные карты / Источник: zhuanlan.zhihu.com

Как и в случае с западными игральными картами, числовые карты ганджифа изображают их масть в соответствующем количестве: на десятке таджа присутствуют десять корон, на шестерке ашрафи – шесть золотых монет и т.д. Несмотря на то, что слово «гулам» означает «раб» или «слуга», на картах этой масти часто изображали комических персонажей или стереотипы образы из местных историй, или даже целые сцены с человеческими фигурами, причем количество людей отражало ценность карты.

В Индии возрождаются музыкальные формы времен Великих Моголов.

Украшенная драгоценными камнями корона, которую изображали на масти тадж, вероятно, создана по образцу короны в сасанидском стиле, используемой в Персии, или головного убора Тимуридов из Центральной Азии.

undefined

Изображения игральных карт из коллекции Фрэнсиса Дауса / Источник: Wikipedia

На масти шамшер обычно помещали изогнутую саблю, иногда с щитком на гарде. Фигуры на картах этой масти часто изображались в боевых доспехах, возможно, в качестве дополнения к оружию. Мотив на картах масти чанг – это маленькая арфа персидского или китайского происхождения. На придворных картах этой масти изображались женщины, играющие на арфе. В случае с картой шах их рисовали сидящими на троне среди подруг, а в карте вазир – верхом на верблюде. Сам инструмент никогда не пользовался популярностью в Индии и поэтому вызывал наибольшее замешательство среди художников по картам. В результате масть чанг часто расписывали различными творческими способами. Две денежные масти, танка и ашрафи, содержали изображения серебряных и золотых монет соответственно. Кроме того, придворные карты масти ашрафи украшались фигурами львов, тигров или солнца, возможно, из-за ассоциации этих символов с императорскими дворами Западной и Центральной Азии того времени. На картах масти кимаш изображались стилизованные подушки, обычно используемые в Северной Индии. Масть барата имеет самый простой мотив, обычно прямоугольник или иногда круг с зеленым контуром.

Женщины-художницы при дворе Великих Моголов.

Правила ганджифы в ее различных версиях в значительной степени совпадают. В игре обычно участвуют три игрока, и она длится три раунда, хотя при необходимости это можно изменить. Когда раунд заканчивается, игрок с наименьшим количеством очков обязан обменять свои старшие карты на младшие карты других игроков в следующем раунде. Количество обмененных карт зависит от количества потерянных взяток.

undefined

Могольские игральные карты ганджифа (нач. 19 в.) / Источник: Wovensouls collection

Со временем было разработано несколько вариаций игры. Например, это двенадцатимастная версия, изобретенная императором Акбаром, майсур чад ганджифа, накш ганджифа и другие.

Как правительство Моди переписывает историю Великих Моголов.

С начала XX века в Индии ганджифу стали вытеснять западные игральные карты. Связано это было с их более простой системой из четырех мастей, серийным производством и разнообразием игр, в которые можно с ними играть. В последние годы отдельные художники и учреждения предпринимают некоторые шаги по возрождению древней игры, ярким примером чего является посвященная ее истории книга «Великолепие искусства Ганджифа», изданная в Бангалоре в 2019 году.

undefined

Игральные карты из Пури (Индия), сделанные в традиционной технике паттачитра / Источник: Wikipedia

Исламосфера

Комментарии