Гарем иранских шахов
Женщины в гареме иранских шахов имели самые разные обязанности и занятия – от легкомысленных развлечений до политических интриг, делали успехи в искусстве и литературе и участвовали в религиозных церемониях, пишет Анна Ванзан.
Женщины, попадавшие в гарем иранских шахов, имели самое различное происхождение – это могли быть как дочери знати, вождей племен, так и простых людей. Они принадлежали к разным религиозным группам – еврейки, зароастрийки, армянки, мусульманки. У каждой женщины были белые и черные слуги и евнухи, количество которых варьировалось в зависимости от ее статуса. У некоторых жен был отдельный дом с личным персоналом и собственными конюшнями, расходы на которые покрывала казна. Хотя число женщин в гареме могло достигать нескольких тысяч, они имели четкую иерархию, основанную на их положении.
На вершине иерархии стояла мать шаха, которую называли Махд-э’Оля (Возвышенная Колыбель), и на нее, помимо других обязанностей и прерогатив, возлагалась ответственность за сохранность материальных ценностей гарема, особенно драгоценностей. У нее были секретари из числа женщин. Распределение обязанностей и ролей часто было предметом ссор и разногласий между женщинами, которые стремились получить материальную выгоду для себя, более высокий ранг для членов своей семьи или детей. Нередко матери потенциальных кандидатов на престол боролись всеми доступными средствами за право своих сыновей. Таким образом, гарем часто выступал в качестве центра политической борьбы за власть. Например, интриги матери шаха сыграли решающую роль в увольнении и последующем убийстве в 1857 году премьер-министра Мирзы Таги Хана Амира Кабира. Позже Анис-ад-Даула, любимая жена Насер-ад-Дин Шаха, добилась отставки премьер-министра Мирзы Хосайна Хана Мошир-ад-Доуле (1873 г.). Эти очевидные политические успехи, достигнутые влиятельными женщинами гарема, укрепили власть этого учреждения. Поэтому часто и политики, и иностранные дипломаты искали поддержки в шахском гареме.
“Женщина – скрытое сокровище”: выставка в Музее Востока раскроет тайну красоты.
Помимо этого, женщины гарема имели самые разнообразные обязанности и занятия. Часть из них занималась шахской кофейней (кахве-хане) гарема. Другие командовали отрядом женщин-стражниц, которые охраняли ночной покой царя. Дамы, которых называли остадами (мастерицами), были ответственны за танцовщиц и музыкантов – танцы и музыка были самыми популярными развлечениями в гареме. Артисты и их слуги размещались на территории, удаленной от остальной части гарема. В гареме был собственный театр, где разыгрывались пьесы.
Женщины-музыканты Османской империи.
Женщины, обитавшие здесь, нередко получали хорошее образование, как религиозное, так и светское, в том числе и у учителей-иностранцев. Их обучали также каллиграфии и поэзии. Известно несколько таких женщин, которые прославились как певицы и поэтессы.
Женщины также выполняли религиозные обязанности, такие как раваша-шани (поминовение мученической смерти Имама Хусейна в Кербеле). Одна из них обычно произносила проповедь с кафедры в день Ашура и руководила сине-зани – ритуалом, выполняемым в траурных церемониях по шиитским имамам в виде ударов ладонью по своей груди.
Ашура в Иране: традиции траура по Имаму Хусейну (ас).
Если женщины отвечали за всю деятельность внутри гарема, то связи с другими частями дворца поддерживались через евнухов. Например, дамы обычно отвечали за шахскую кухню, но доставлять и подавать еду было обязанностью евнухов. Таким образом, евнухи, а также портные, врачи и родственники как женского, так и мужского пола, которые регулярно навещали женщин, были каналом связи между гаремом и внешним миром. Покидать гарем в одиночку его обитательницы не могли. Но они в сопровождении евнухов регулярно посещали разные праздники за пределами гарема, такие как помолвки и свадьбы, а также пикники в летних усадьбах, которые происходили достаточно часто.
Исламосфера