Гази Хусрев-Бег – выдающийся кузен Сулеймана Великолепного

Гази Хусрев-бег – одна из самых значимых фигур в истории Боснии и Герцеговины. Годы его управления Боснийским санджаком в составе Османской империи называют «золотым веком Сараева». Благодаря ему поселение, не дотягивавшее даже до статуса полноценного «шехира» (османского города), за 20 лет превратилось в третий по величине европейский город империи после Салоник и Эдирне. Именно Хусрев-бег восстановил Цареву мечеть, построил знаменитую мечеть, носящую его имя, библиотеку, медресе, сахат-кулу (часовую башню), больницу, общественные бани, безистан, постоялые дворы и многое другое.


Хусрев-бег родился в греческом городе Серес в 1480 году. Он был сыном местного османского губернатора боснийского происхождения Ферхад-бея и Сельчук-султан, которая была дочерью османского султана Баязида II. Таким образом, Хусрев-бег приходился двоюродным братом султану Сулейману Великолепному, который и назначил его 15 сентября 1521 года санджак-беем Боснийского санджака. Хусрев-бега называют одним из самых доверенных людей султана Сулеймана I.

Старинная библиотека в Сараево: бастион исламских знаний на Балканах.

Санджак-бей Боснии был хорошо образован, проявил себя как талантливый дипломат и успешный военачальник. Менее чем за три года он покорил крепости Книн, Скрадин и Островица, им были захвачены укреплённые населённые пункты Гребен, Сокол, Езеро, Винац, Врбашки Град, Ливач, Каматин, Бочац, Удбина, Врана, Модруч и Пожега. Кроме того, Гази Хусрев-бег участвовал в знаменитой битве при Мохаче 1526 года, где, по свидетельствам современников, сыграл решающую роль в победе османского войска. Его 10 000 легких конников – акынджи и регулярная кавалерия, состоявшая из турок, боснийцев и крымских татар, служили в качестве резервных солдат в этой битве.

Гази Хусрев-бег в битве при Мохаче / Источник: en.wikipedia.org

В дополнение к военным успехам он внёс огромнейший вклад в развитие инфраструктуры Сараева. Новый губернатор, вероятно, вошел в Сараево по Каменному мосту через Миляцку, к востоку от Царевой мечети, одной из первых построек, возведённых его предшественником и основателем Сараева, Иса-бегом Исхаковичем. Хусрев-бег привёз с собой, помимо прочих вещей, огромное количество книг и рукописей, большинство которых он завещал потомкам. Со временем его книжное наследие превратится в крупнейшую библиотеку исламских рукописей и документов на Балканах, самую обширную коллекцию османских рукописей за пределами Турции и одну из крупнейших библиотек такого рода во всей Европе – Гази Хусрев-бегову библиотеку.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

Чтобы превратить столицу провинции в «лицо Османской цивилизации» Хусрев-бег использовал традиционный в империи план развития: разделить город на жилые кварталы, или махалли, в центре каждой из которых должна быть возведена мечеть. До прибытия Хусрев-бега в Сараево было только три мусульманских махалли; при его администрации это число увеличилось до 50. К началу 17-го века махаллей в Сараево было уже почти 100, включая несколько христианский и еврейских общин.

Делегация Габсбургов, Йозеф Фрайхерр фон Ламберг и Никола Юришич, перед Гази Хусрев-бегом, 1530 г. / Источник: en.wikipedia.org

Центром коммерческой и культурной деятельности Сараева была Башчаршия, или рынок, расположенный к северу от реки Миляцки. Хусрев-бег построил здесь безистан, или крытый базар, который стал самым большим безистаном в городе.

Во времена Османской империи активно строились ханы, или караван-сараи – гостиницы для торговцев и путешественников. Губернатор Гази Хусрев-бег построил знаменитый Морика-Хан в 1551 году. Этот постоялый двор мог обслуживать до 300 человек и принять 70 лошадей.

Мечеть, которая за 500 лет шесть раз возрождалась из пепла.

Большинство культурных, экономических и религиозных учреждений Сараева поддерживались благотворительными фондами – вакуфами. Вакуф Гази Хусрев-бега был самым богатым и обширным в Боснийском санджаке. В дополнение к махаллям, ханам и безистанам губернатор построил хаммам, имарет (столовую), ханаку (суфийский учебный центр) и медресе, которое он назвал Сельджуклией в честь своей матери. Однако поскольку крыша медресе была сделана из свинца, по-турецки «куршум», оно стало известно как «Куршумлия». Медресе Куршумлия и по сей день остаётся старейшим сохранившимся медресе в Боснии и Герцеговине.

Картинки по запросу gazi husrev beg

Мечеть Гази Хусрев-бега / Источник: en.wikipedia.org

Посреди всех этих построек Хусрев-бег воздвиг главную мечеть, которая теперь носит его имя. Элегантная, со стройным минаретом, это самая большая историческая мечеть в Боснии и Герцеговине, которая считается лучшим примером Османской исламской архитектуры на Балканах.

“Добрые дела отгоняют зло, и одним из самых достойных добрых дел является акт милосердия, а самый достойный акт милосердия – тот, который длится вечно”, – написал Хусрев-бег в хартии пожертвований своего вакуфа, этот документ хранится в библиотеке его имени.

Босния отмечает ежегодный День мечетей.

Гази Хусрев-бег боролся против безвластия в Черногории после смерти османского союзника, принявшего ислам черногорского феодала Скендер-бега Черноевича в 1528 году. В 1541 году, во время восстания черногорской знати, Хусрев-бег решил защитить Черноевича и местное население. Он участвовал во многих сражениях в этом регионе, и хотя в конце гонцов его войска одержали победу, сам Гази Хусрев-бег был убит в бою против православных повстанцев в Мокро, небольшой деревне в Дробняци (ныне Черногория). Тело Гази Хусрев-бега было доставлено в Сараево, где легендарного и любимого народом санджак-бея похоронили в тюрбе во дворе его мечети.

Тюрбе Гази Хусрев-бега / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии