«Господин Ибрагим» – спектакль о вечном
Когда ты что-то отдаёшь, то это остаётся с тобой,
а когда оставляешь себе – оно потеряно навсегда.
Господин Ибрагим
«Мсье Ибрагим и цветы Корана» – одно из четырёх произведений живого классика Эрика Эммануэля Шмитта из «Цикла незримого», в котором автор отражает темы мировых религий. Пьеса по этой книге нашла благодарную почву на сценах многих российских театров. Только в Казани ее играют две труппы – Молодёжного театра на Булаке и Театра юного зрителя. О второй постановке и пойдёт речь.
11-летний мальчик отправляется на «Райскую улицу», чтобы потратить все средства из своей разбитой копилки на услуги жрицы любви. С такой несколько шокирующей сцены начинается действие спектакля «Господин Ибрагим». И этот поступок главного героя – Моисея, или Момо, сразу делает понятным многое. Ведь сюжет спектакля основан на истории взросления Момо. А пока он не повстречался с мсье Ибрагимом, взрослеет он, как умеет, – среди «девочек» древнейшей профессии или воруя продукты в лавке араба.
Всё дело в том, что Моисей в этой жизни совершенно одинок – мать оставила семью много лет назад, а отец, отставной адвокат, полностью погружён в свой внутренний мир страданий, абсолютно не замечая активного, живого, родного сына рядом с собой.
«Момо» – именно мсье Ибрагим зовёт так Моисея, а в финальной сцене уже взрослый Моисей и сам себя так называет. Мо-мо. Тут нельзя не вспомнить, что когда к мальчику неожиданно является давно пропавшая мать, Моисей не может выдержать встречи и представляется ей Мохаммедом. Оба понимают, кто есть кто, и поддерживают игру в мальчика Мохаммеда, боясь предстать друг перед другом тем, кто они на самом деле, ибо связь матери и сына давно потеряна.
Здесь стоит отметить, что Эрик Шмитт настолько мастерски прописал персонажи родителей Моисея и их историю, что, углубляясь в неё, зритель уже не находит в себе осуждения по отношению к родителям за те тяжёлые обстоятельства, в которых оказывается их сын.
Как бы ни стремился Моисей казаться взрослее, стремления его остаются детскими. Мальчик нуждается в тепле и ласке, прежде всего, во взрослом который позаботится о нём и станет ему наставником. Таким человеком становится мусульманин, суфий, бакалейщик Ибрагим. А обучать мальчика придётся многому. Начинает Ибрагим – с улыбки. И даже к этой идее Момо поначалу относится с подозрением:
– Чтобы улыбаться, надо быть богатым, я имею в виду, быть счастливым, – говорит мальчик
– Наоборот, улыбка помогает быть счастливым, – убеждает господин Ибрагим.
Опробовав первый урок на практике, Момо уже охотнее и с готовностью принимает советы Ибрагима.
История дружбы лавочника Ибрагима и Моисея перерастает в историю отца и сына. Ведь после исчезновения биологического отца мальчика, господин Ибрагим официально усыновляет Момо. А мальчик с готовностью называет его «папа».. И новоявленные отец и сын отправляются в путешествие, не только физическое, но и, безусловно, духовное.
Очень тонко смысл обращения к Богу передаёт автор в сцене, где Ибрагим и Момо наблюдают кружащихся дервишей, и мальчик присоединяется к действу: «Момо, тебе понравилось молиться»? – справшивает Ибрагим. На что изумлённый мальчик отвечает, что ещё немного, если бы барабаны не остановились, и кружение не закончилось, то он бы простил свою мать. Момо впустил зикр, поминание Всевышнего, в себя, проживая и отпуская все свои обиды и раны.
И действительно, он прощает мать, он приходит на смену лавочнику Голубой улицы, где араб – это не национальность, а всегда открытая бакалея. Он называет себя «Момо», и только зрителю решать – кто скрывается за этим именем.
Постановку режиссёра Ильгиза Зайниева можно выразить наиболее кратко так – «ничего лишнего». Действие спектакля происходит на фоне ширм из однотонных жалюзи, декорации минимальны и условны, многие второстепенные персонажи отсутствуют, всё внимание сосредоточено на глубоких диалогах и мастерской игре актёров.
Алексей Зильбер в роли Момо абсолютно органичен в роли мальчика, несмотря на покрытое бородой лицо. Ему веришь с первой фразы, его Момо настоящий – непосредственный, растерянный, ищущий, одинокий и по-детски неунывающий.
Михаил Меркушин исполняет одновременно и роль господина Ибрагима, и родного отца Момо, мгновенно переключаясь с занудных интонаций отставного адвоката в глубокой депрессии к вкрадчивым мудростям араба, произносимым с неизменной улыбкой.
«По-французски изящная, по-восточному мудрая, но вместе с тем остроумная, трогательная и искренняя история», – говорится о спектакле на сайте казанского ТЮЗа, и с этим нельзя не согласиться.
Эта история актуальна как для Европы, где разные культуры в отдельных моментах становятся всё обособленнее друг от друга, а в каких-то неотвратимо переплетаются между собой; так и для многонациональной России и Татарстана в частности.
Постановка «Господин Ибрагим» идёт на казанской сцене уже более года, и продолжает собирать полные залы, так что у жителей столицы Татарстана ещё есть шанс увидеть своими глазами и поразмышлять над этой глубокой и трогательной историей.
Нурия Гибадуллина