Говорящие барабаны йоруба

Говорящие барабаны, которые языком ритма и тонов способны имитировать человеческую речь, сыграли значительную роль в истории йоруба. На протяжении веков они служили эффективным средством коммуникации.


Йоруба – это западноафриканская этническая группа, населяющая в основном различные районы Нигерии, Бенина и Того. Ислам они начали принимать еще в XIV в. Большинство их сейчас является мусульманами (в основном, суннитами маликитского мазхаба), часть – христианами, а остальные придерживаются традиционных верований.

Говорящий барабан, языком ритма и тонов способный имитировать человеческую речь, – один из старейших музыкальных инструментов. Он используется многими африканскими народами, такими как канури, джерма, фулани, хауса, дагомба.

Как полагают, этот инструмент сыграл значительную роль в истории йоруба. Согласно преданиям, первым барабанщиком этого народа был Аянгалу. Он был практически обожествлен после своей кончины и считается духом-покровителем всех музыкантов, играющих на это инструменте. Само слово «Аян» на языке йоруба означает «барабанщик», и некоторые имена на этом языке, такие как Аянбиси, Аянгбаде, Аянтунде, Аянванде, содержат такую приставку.

Говорящие барабаны йоруба отличаются особой красотой. Изготовленные из дерева определенных пород, они обычно имеют форму песочных часов. С обоих концов находится мембрана, натягиваемая нитями. Раньше ее делали из овечьей, козьей или говяжьей шкуры, а сейчас используют современные материалы.

В Нигерии правитель народа Йоруба принял мусульманский титул эмира.

The History of the Ancient Bata Drum | Features | Naijabiography

Источник: Naija Biography

Многие африканские языки являются тональными, то есть высота звука важна для определения значения конкретного слова. На этом принципе и построена система передачи сообщений с помощью барабанов – при ударе они издают звук, имитирующий тон речи. Играют на них изогнутыми палками или пальцами, зажав подмышкой, а высоту звучания барабанщик регулирует, натягивая нити руками. Большие инструменты устанавливают на земле.

Со временем появилось множество вариантов говорящих барабанов, большинство из которых имеет ту же конструкцию, что и упомянутые выше. Они могут иметь одинарную мембрану или двойную и разные размеры в зависимости от происхождения и назначения. Например, барабан бата небольшой, его носят на шее, а играют на нем с помощью двух палочек, расположив на уровне груди. Еще один маленький инструмент подобного вида – ганган. Такие барабаны обычно издают приятный звук и могут иметь размеры от 8 до 14 см в диаметре. С другой стороны, йоруба использовали одни из самых больших говорящих барабанов из всех африканских – это лунна и дундун. Их длина обычно составляет 23-38 см, а диаметр – 10-18 см. 

Говорящие барабаны в прежние времена являлись средством общения между племенами. С их помощью на большие расстояния передавали сообщения о коронациях, смертях, празднованиях и войнах. Барабаны также предупреждали и о приближающейся к деревне опасности. Они делали это быстрее, чем всадники, и поэтому они на протяжении веков служили эффективным средством коммуникации.  Также этот инструмент используется на церемониальных мероприятиях, таких как свадьбы, похороны, частные мероприятия.

Агбада – одежда мусульман Африки.

File:Drummers of traditional Gbedu drum in Yoruba land of Nigeria.jpg - Wikipedia

Источник: Wikipedia

Научиться играть на говорящем барабане – непростая задача, и требуются годы, чтобы стать мастером и передавать сообщения, понятные получателям. Только лучшие барабанщики могут заставить его говорить, модулируя высоту звука и захватывающим образом передавать его интерпретацию целых фраз. 

Каждому инструменту присваивалось имя, которое, как считалось, помогало ему передавать сообщения и привлекало особую благосклонность предков. Подобно сложной азбуке Морзе или телеграфу, ритмы и удары барабана означают разные слова, но, чтобы избежать двусмысленности, они должны сопровождаться поясняющими предложениями. Поэтому даже короткие фразы часто становятся в восемь или десять раз длиннее. Например, простое сообщение «Тихая погода» может звучать так: «Буря не опускается, солнце находится в состоянии покоя, ветерок спокоен, небо не плачет», а «Возвращайся домой» – «Заставь свои ноги вернуться тем путем, которым они шли, заставь свои ноги вернуться тем путем, которым они шли, поставь свои ноги ниже, в деревне, которая принадлежит нам». Таким образом, сообщения часто звучали очень поэтично, но при этом следовало обеспечить ясность смысла.

Говорящие барабаны широко использовались африканскими сказителями – гриотами. На них они аккомпанировали, исполняя песни или рассказывая истории и басни. Йоруба разработали очень сложный жанр гриотской музыки, в основе которого лежит использование этого музыкального инструмента. Язык и литература барабанов в этой этнической группе были очень развиты, а игра на них, как правило, была специализированным и часто передаваемым по наследству занятием. Опытные барабанщики, владеющие общепринятой лексикой барабанного языка и литературы, часто состояли на службе у королевского двора. Кроме того, в прежние времена гриоты играли ту же роль, что глашатаи в средневековой Европе. Короли их отправляли в разные населенные пункты, чтобы огласить свою волю или сообщить какую-то весть.

Говорящий барабан и сейчас широко используется современными африканскими группами. У йоруба существует несколько разновидностей музыки, в которых он фигурирует. Например, это жанр фуджи.

Какаки – традиционный музыкальный инструмент, на котором играют в честь королей и султанов.

Исламосфера

Комментарии