Губари – миниатюрный арабский почерк

Губариэто арабский почерк, такой маленький, что его невозможно прочитать невооруженным глазом.


Название почерка «губари» происходит от арабского слова губар «пыль». Связано это с тем, что он такой мелкий, что его нельзя прочитать невооруженным глазом и можно сравнить с пылью. Другие его названия – калям аль-губар, губар аль-хильба, калям аль-хильба, калям аль-джанах. Египетский ученый аль-Калкашанди (1355-1418) пишет, что этот почерк, похожий на почерки рика и насх, возник из их смешения. Тем не менее, согласно более распространенному мнению, губари – это любой из арабских шрифтов, только написанный очень маленькими буквами. Из-за особенности написания он больше всего походит на насх, насталик и рика.

Поскольку записки, которые переносили почтовые голуби, были написаны губари, этот почерк также называли «калям аль-джинах» («письмо крыльев»). Кроме того, он использовался для создания Коранов маленького формата, которые носили в карманах или на шее как амулет, и записи аятов и хадисов внутри больших букв. Сегодня украшающие стены многих домов большие листы, на которых помещается весь Коран, или панно, на которых сура «Йасин» написана внутри арабских букв «Йа Син» (يس), являются примерами письма губари. Сообщается, что у прославленного османского государственного деятеля Соколлу Мехмед-паши (1505-1579) были жемчужные четки, на которых почерком губари был написан весь Коран.

Каллиграф из Турции написал суру “аль-Ихлас” на зернышке риса.

Некоторые каллиграфы и поэты получили прозвище «Губари» из-за своей искусности в этом почерке. Например, турецкий каллиграф Сейид Касым (ум. 1034/1624-25), которому принадлежат панно, украшающие мечеть Султанахмет в Стамбуле, прославился и тем, что написал суру «аль-Ихлас» на рисовом зернышке. Из-за этого его стали называть «Губари».

Неджати Коркмаз

Поскольку искусство губари требует очень тонкого мастерства, то и инструменты для занятия им должны быть особенными. Самыми необычными материалами для создания таких надписей являются зерна риса и чечевицы. В качестве каляма используются волосинки из шерсти разных животных, например, усы лисы, а в качестве ножа – волосинки лапок паука по причине их жесткости. Также в качестве инструмента при создании надписей губари применяются шипы разных растений. Современный турецкий каллиграф Неджати Коркмаз, прославившийся созданием микронадписей, рассказывает, что для исправления ошибок он пользуется жалом пчелы.

Путешествие художника Тимо Насери в поисках четырех загадочных букв каллиграфа Ибн Муклы.

Каллиграфов, занимающихся губари, всегда было немного. В наши дни их практически не осталось, так как это искусство требует огромного терпения и усидчивости. И одна ошибка может погубить всю работу. Неджати Коркмаз говорит, что на написание суры «Ихлас» на инжирном зернышке у него ушло шесть месяцев, и за этого время его работа портилась сотни раз.

Исламосфера

Комментарии