Ибн Араби – учитель парадоксов, поменявший облик исламской культуры в мире
Мухйи ад-дин Ибн Араби (1165-1240) – один из самых влиятельных арабских философов и мистиков. В интервью Клаудии Менде исламовед Джеймс Моррис объясняет, почему его труды по-прежнему популярны.
Возможно, ни один другой исламский автор не пользовался таким широким и постоянным влиянием в арабском мире, как Ибн Араби (1165-1240). С чем это связано?
– Ответ на ваш вопрос парадоксален, потому что почти все труды Ибн Араби написаны на очень сложном арабском языке. Их понимание предполагают глубокое религиозное образование, которым мог обладать лишь небольшой круг ученых.
Тем не менее, Ибн Араби обрел влияние далеко за пределами арабоязычного мира. Как такое может быть? Ответ заключается в интерпретационном методе Ибн Араби, обращенном к духовному опыту, т.е. к опыту, который для людей является актуальным всегда и везде. При этом он разработал своего рода универсальную «феноменологию разума» и сформулировал формы духовного знания, которые понятны людям независимо от их культуры и языка.
Сыграла ли поэзия решающую роль в распространении его идей?
– Для распространения его идей решающее значение имели две причины. Во-первых, поэты и музыканты перевели его стихи на языки мусульманских народов, когда ислам после монгольских бурь XIII в. стал мировой религией. Эта трансформация началась с персидского языка, а затем распространилась в исламских культурах Африки и Азии. Приведу один яркий пример. В Индонезии сочинения Ибн Араби способствовали популярности театра теней (ваянг), так как доказывали дозволенность подобных видов искусства. Даже сегодня поэты, писатели, художники и люди, занимающиеся сферой духовности, находят обоснование своей деятельности в трудах Ибн Араби.
Три вида странствия согласно Ибн Араби.
А другая причина?
– Вторая причина заключается в том, что при жизни Ибн Араби власти мусульман угрожали монголы с одной стороны и крестоносцы – с другой. Но вскоре после его смерти (1240) ислам снова начал быстро распространяться в Азии, на Балканах, в Западной Африке. Это произошло благодаря, главным образом, суфийским тарикатам. Большинство из них практикуют зикр (поминание Бога), сопровождаемый исполнением стихов и музыки, а также паломничества к святыням и разного рода фестивали. Для понимания сегодня значения этой популярной поэзии и музыки, например, в праздновании рождения Пророка Мухаммада (мир ему), необходимо обратиться к интерпретациям Ибн Араби.
Каково его влияние на современный мир?
– Существует целая сложная цепочка влияний, простирающихся вплоть до наших дней. Возьмем один яркий пример. Великий персидский поэт Хафиз, живший примерно сто лет спустя после Ибн Араби, находился под глубоким влиянием его учения. По прошествии веков Гёте выучил персидский язык, чтобы читать Хафиза. Не только «Западно-восточный Диван», но прежде всего «Фауст» многое взяли из традиции понимания Корана Хафизом. Необычный пересказ истории Фауста в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» настолько близок к кораническим повествованиям, что я использую его на своих семинарах, чтобы познакомить с Кораном первокурсников.
Как люди в современном арабском мире принимают Ибн Араби?
– Вероятно, до наших дней дошла половина из примерно 600 его работ. Многие из них изданы, но они довольны трудны для понимания современных студентов из-за обилия в них ссылок на Священное Писание и классические религиозные науки. Сегодня почти во всех мусульманских странах (не только в арабском мире) растет интерес к изучению и преподаванию произведений Ибн Араби на университетском уровне наряду с традиционным изучением их в суфийских и религиозных кругах. Такое развитие событий, безусловно, не случайно. Ибо учение Ибн Араби, с его специфическим подходом к Корану и хадисам, является наиболее продуктивным ответом на получившие в наши дни широкое распространение упрощенные религиозно-политические идеологии.
В ОАЭ покажут сериал о суфийском мыслителе Ибн Араби.
Но разве сосредоточенность Ибн Араби на индивидуальной духовности не является проблемой для ортодоксального ислама?
– Я нахожу термин «ортодоксальный» проблематичным по отношению к исламу. Например, ведущие умы Аль-Азхара часто являются очень глубокими ценителями трудов Ибн Араби (и других суфиев). В Турции сегодня Ибн Араби даже считается очень «ортодоксальным» (в том смысле, что правительство его пропагандирует). В популярном турецком сериале «Эртугрул» Ибн Араби изображается как своего рода благочестивый мистический «супергерой», который появляется в критических ситуациях и спасает положение. В Иране все великие поэты-мистики выражали в своих стихах идеи Ибн Араби, в то время как ключевые религиозные интеллектуалы современности преподавали его труды. Таким образом, его одинаково почитают, хотя и по совершенно разным причинам, как священнослужители, так и более широкие слои населения. И его идеи одинаково популярны и становятся все более влиятельными в разных странах от Сенегала до Индонезии.
Является ли учение Ибн Араби источником вдохновения для исламских реформаторов?
– Так как реформы в наши дни также включают в себя «арабскую весну», чаяния и надежды подавляющего большинства населения, Ибн Араби по-прежнему определенно вдохновляет людей. Но для него реформа (ислах) означает, прежде всего, изменение собственного сердца и собственных взглядов. Также мы не должны забывать, что значительная часть арабской интеллигенции сегодня живет в изгнании в Европе, США или Азии. Эти высокообразованные люди стремятся к видению, которое соответствует их религиозной традиции и в то же время имеет смысл в нашем глобализированном мире. Ибн Араби может дать им это.
Мишель Ходкевич – потомок киевских воевод и исследователь Ибн Араби, принявший ислам в 17 лет.
Исламосфера
Джеймс Моррис (род. 1949) – американский исламовед, специалист по Ибн Араби, профессор кафедры теологии Бостонского колледжа.