Ибн Атауллах аль-Искандари: ученый и суфий из Александрии
Ибн Атауллах аль-Искандари начинал как критик суфизма, а после возглавил тарикат шазилия и стал одним из самых плодотворных авторов этого суфийского братства, создавая труды, получившие фундаментальное значение, пишет Ибрахим Рашид.
Группа молодых людей, сидящих вокруг учителя в мечети Аль-Азхар, внимательно слушают его объяснения о предопределении, уповании на Аллаха, благодарности Ему, о тонкостях суфийского образа жизни из «Хикам аль-атаиййа». До недавнего времени такую картину часто можно было встретить и в аз-Зайтуне в Тунисе, и в аль-Карауине в Марокко. «Хикам аль-атаиййа» можно было увидеть в руках у седобородого старца, расположившегося под портиком в мечети, у усталого путника, отдыхающего в тени деревьев. На эту книгу было создано более 80 комментариев (шарх) в исламском мире, ее слава распространилась от шумных улиц Америки до пропахших специями кварталов Индии. Пол Нвия, который перевел это произведение на французский язык, представил его своим читателям как «последнее суфийское чудо, обнаруженное у берегов Нила…». Автором этой работы, чрезвычайно важной с точки зрения истории суфизма, был знаменитый шейх Ибн Атауллах аль-Искандари.
Ибн Атауллах, настоящее имя которого звучит как Ахмад ибн Мухаммад ибн Атауллах, родился примерно в 1240-1270 годах в Александрии. От названия этого города в арабском языке он и получил свою нисбу аль-Искандари. Ибн Атауллах происходил из семьи уважаемых ученых, соответственно, получил хорошее образование, изучал калам (спекулятивное богословие), хадисы, фикх (исламское право), даже сам писал труды по этим предметам. Вместе с тем, он выступал с критикой суфизма. Его позиция изменилась после знакомства с Абу Аббасом аль-Мурси, вторым шейхом тариката шазилия после основателя этого суфийского братства Хасана аш-Шазили. Ибн Атауллах даже решил оставить всякие занятия догматическими исламскими науками и полностью посвятить себя суфийским беседам (сухба) и духовным исканиям, но его наставник не разрешил ему, потому что согласно учению шазилия ученик (мюрид) должен развиваться, продолжая свой обычный образ жизни. Поэтому 12 лет оставаясь рядом со своим шейхом, Ибн Атауллах одновременно углублял свои познания в исламских науках и проходил путь мюрида. В это время он и создал свою «Хикам аль-атаиййа».
После этого периода ученый вернулся в Каир, где стал проповедником в мечети аль-Азхар, а также преподавал маликитский фикх в медресе аль-Мансурия.
После смерти своего шейха Ибн Атауллах возглавил тарикат шазилия, став одним из самых плодотворных авторов этого суфийского братства и создав труды, превратившиеся в основополагающие для последователей этого тариката. Одно из его произведений под названием «Мунаджат», представляющее собой дополнение к молитве Имама Хусейна, даже вошло в состав молитвы, которую многие шииты читают в день Арафата и по другим поводам. 4 последние страницы этой 30-ти страничной молитвы принадлежат перу Ибн Атауллаха. Хотя в некоторых источниках сообщается о спорах между Ибн Атауллахом и находившимся в то время в Каире Ибн Таймией, подтверждений этому нет.
Аль-Искандари скончался в Каире в 1309 г. и был похоронен рядом со своей завией (суфийской обителью). Его гробница была известным местом паломничества. В 11-13 числах месяца джумада аль-ахира, которые считались примерной датой его смерти, здесь устраивались поминальные мероприятия. Но со временем могила шейха была разрушена и заброшена. О ней вновь вспомнили благодаря современному египетскому исследователю суфизма Абу Вафе Тафтазани. Гробница вместе с расположенной при ней мечетью была заново отстроена ректором аль-Азхара профессором Абдулхалимом Махмудом в 1970 г. и сейчас открыта для посещений.
Исламосфера