Ибн Фарис – “отец лингвистики”

Ибн Фарис был заслуженным поэтом, а также писал прекрасные прозаические произведения. Кроме того, он занимался изысканиями в грамматике, филологии и лингвистике, пишет Н.А. Балоч.


Абу аль-Хусейн Ахмад б. Фарис б. Закария б. Мухаммад б. Хабиб стал известен как лексикограф и лингвист. За название своей книги, включающей понятие “закон языка”, он может считаться “отцом лингвистики”. Он учился в Казвине, получил известность в Хамадане и умер в Рее в 1004 г.

Ибн Фарис был не только великим ученым, но и великим учителем своего времени. Своему прославленному ученику, Ас-Сахибу Исмаилу Аббаду, визирю буидского правителя Фахра ад-Давля (1334-49 гг.), он посвятил, названный в его честь “Ас-Сахиби”.

Знаете ли вы, что Аль-Кинди писал труды о дешифровке сообщений?

Ибн Фарис был заслуженным поэтом, а также писал прекрасную прозу. Он занимался изысканиями в области грамматики, филологии и лингвистики. Его исследования также распространились на жизнеописание пророка Мухаммада (с.а.в.), юриспруденцию и кораническую экзегезу. Сорок семь его монографий и трактатов, а также объемные работы, написанные на эти темы, известны по ссылкам в различных источниках.

Китаб аль-муджмал фи аль-люга / Источник: muslimheritage.com

Основной вклад Ибн Фариса состоит в его важных работах в смежных областях этимологии, филологии, лексикографии и лингвистики, таких как “Книга о принципах языка” (Китаб макайис аль-люга), “Книга обобщений/синтеза в языке” (Китаб аль-муджмал фи аль-люга) и “Ас-Сахиби в законе языка и словоупотреблении арабов в их речи” (Ас-Сахиби фи фикх аль-люга ва сунан аль-араб фи калямиха).

Ибн Фарис завершил “Ас-Сахиби” в 992 г. Он посвятил его ученому визирю Ас-Сахибу ибн Аббаду, который и сам неплохо разбирался в лексикографии. “Ас-Сахиби” является его передовой работой, в которой Ибн Фарис “выходит за чисто грамматические лексикографические рамки в изучении арабского языка, чтобы достичь уровня лингвистической спекуляции”. На самом деле он предвидел истинно лингвистические концепции и инициировал лингвистическую дискуссию.

Великие ученые прошлого ожили на интерактивной выставке в Мекке.

Как следует из названия его работы, Ибн Фарис стал первым, кто установил четкое различие между “языком” и “речью”, заложив таким образом основу того, что он назвал “законом языка” (фикх аль-люга), то есть наукой о языке. В своем введении он называет его “ильм” (наука), который он соотносит с “принципом” (аль-асль), чтобы отличить его от того, что является вспомогательным или производным (аль-фара), таким как части речи – существительное, прилагательное и т. д. Затем он определяет эту науку в терминах “принципа” (и со ссылкой на арабский язык) следующим образом:

“Этот принцип должен быть определен как сущность языка, его происхождение и развитие со ссылкой на его обычное употребление, признанное арабами, и его художественные способы выражения посредством факта или метафоры”.

Картинки по запросу ibn faris abu'l husain

Му’джам макаис ал-люга / Источник: amazon.co.uk

Помимо рассмотрения различных аспектов лингвистики, Ибн Фарис также затронул темы, касающиеся этимологии (ан-нахв) и синтаксиса (ас-сарф), высокого литературного стиля (аль-балага) и литературной критики (ан-накд). Он цитирует и критически рассматривает взгляды своих предшественников, таких как Ибн Кутайба.

Мусульманин, который дешифровал иероглифы Древнего Египта.

Эта работа Ибн Фариса повлияла на более поздние разработки в лингвистике. Именно под непосредственным влиянием этой книги Абу Мансур ат-Талиби написал cвою книгу “Фикх аль-люга ва сирр аль-арабия”. Еще позже Ас-Суюти в своем “Аль-Муджире” не только процитировал определение лингвистической науки, данное Ибн Фарисом, но и обобщил положения из “Ас-Сахиби” в последующих главах “Аль-Муджира”.

Исламосфера

Комментарии