ИИ и религия: фетвы и вызовы третьего тысячелетия

Последнее десятилетие стало свидетелем поразительных достижений в области искусственного интеллекта и его широкого применения в различных сферах, включая религиозную. Однако это вызвало опасения у некоторых относительно того, что технологии возьмут под контроль духовную сторону или сведут религиозные ритуалы к простым механическим процедурам, пишет Мухаммад Махмуд Хабиб.
Роль институтов исламского права (фикх) по-прежнему сосредоточена на формировании умеренного религиозного дискурса, продвижении духовного аспекта и подчеркивании того, что технологии – это средство, а не цель.
Более того, религиозные органы по всему миру, занимающиеся вопросами исламского права, продолжают просвещать мусульманскую общину и убеждать ее в том, что технологический прогресс не должен быть источником беспокойства для религиозной сферы. Он не только не представляет опасность, но и дает возможность улучшить исполнение ритуалов и богослужений, тем самым укрепляя веру и спокойствие в сердцах верующих.
Ситуация показывает, что эти опасения преувеличены, и не стоит опасаться доминирования искусственного интеллекта над религией по ряду следующих причин:
Турецкий Диянет: хадж в метавселенной не является поклонением.

Источник: SPA
1. Технология, какой бы продвинутой она ни была, остается инструментом, используемым людьми в соответствии с их видением и целями. Она не может пересилить человеческую волю или навязать себя.
2. Духовный аспект религии связан с верой и намерением, а не с технологией. Верующие понимают цель религиозных ритуалов и не выполняют их механически или полагаясь только на технологию.
3. Официальные религиозные юридические институты в исламском мире проявляют бдительность и осторожность. Они имеют возможность направлять использование технологий в соответствии с религиозными принципами посредством издания фетв и руководств.
Виртуальная реальность приблизит людей к исламу?

Источник: am newswire
4. Существуют специализированные центры и институты, занимающиеся этикой искусственного интеллекта, изучающие его моральные и социальные аспекты и предлагающие решения потенциальных проблем.
5. Религиозные учреждения стремятся использовать технологии для повышения религиозной сознательности людей, а не просто для автоматизации ритуалов.
6. Мусульманские общины придерживаются своих ценностей и религиозной идентичности и сопротивляются радикальным изменениям или подрыву исламских принципов.
Пока официальные мусульманские юридические институты и конференции по фетвам проявляют бдительность и используют технологические разработки продуманно и умеренно, нет никаких оснований опасаться доминирования искусственного интеллекта или технологий в целом над религиозным аспектом. Технологии могут быть использованы для служения религии, если делать это правильно.
Противоречит ли искусственный интеллект учению ислама?
Исламосфера
Мухаммад Махмуд Хабиб – сотрудник Медиа-центра египетского Дома фетв (Дар аль-ифта)