Икат – многоцветное сокровище Средней Азии

Вы все видели ткани икат, но мало кто знает, что они так называются, пишет сайт clothroads.com.


Существует много теорий о том, как икат попал в Среднюю Азию. Ученые сходятся, что случилось это благодаря Великому Шелковому пути. Он явился той движущей силой, которая позволила развиваться такому прекрасному виду ремесла. Некоторые утверждают, что техника существовала в Средней Азии еще в X и XI веках, но большинство источников относят ее к XVIII веку. Крупнейшим центром производства шелка-икат был и остается город Маргилан в Ферганской долине в Узбекистане. В начале XX в. в Маргилане было 120 цехов, в которых существовало разделение труда: одни мастера обрабатывали сырую пряжу, другие занимались окрашиванием, а третьи занимались ткачеством. Эта система работает и сегодня, хотя мастерских стало значительно меньше из-за того, что в советское время создавали всяческие препятствия для развития этого ремесла. Ткани из Маргилана по-прежнему имеют репутацию материалов высшего качества.

Источник: fortuny.com

Центральноазиатские икаты отличаются характерным крупным рисунком. Яркие основные цвета, такие как красный, желтый и синий (и их разновидности), получают с помощью натуральных красителей. Для получения краски используют шелуху лука, кору деревьев, сушеные травы, плоды. Приготовление краски – это целая наука. Распространенные мотивы узоров – гранаты, тюльпаны, деревья, рога барана, птицы, скорпионы и пауки.

Ткани икат раньше считались роскошью, их использовали для особых случаев и подарков. В настоящее время они применяются дизайнерами моды и интерьера.

Чтобы в полной мере оценить красоту иката, следует познакомиться с процессом создания этой чудесной ткани.

Нити натягиваются на раму.

Мастер-дизайнер отмечает рисунок на нитях основы.

Источник: zen.yandex.ru

После этого мотальщики изолируют отдельные участки ниток, следуя рисунку, обозначенному дизайнером. Для этого они плотно завязывают прочный шнур вокруг нитей основы в определенных местах, хотя сейчас часто используют и скотч. Такая изоляция необходима для того чтобы не позволить красителю проникнуть под него.

Источник: zen.yandex.ru

Затем основа снимается с рамки и окрашивается в первый цвет, погружая в бак или ванну с красителем. Причем первым выбирают самый светлый цвет. В результате несвязанные места окрашиваются, а связанные остаются белыми. После каждой окраски нити сушат.

Источник: zen.yandex.ru

Источник: zen.yandex.ru

Затем некоторые из белых нитей развязываются, опять же, в соответствии с рисунком, а ранее окрашенные области связываются. Затем основа окрашивается во второй цвет. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ткань не будет окрашена во все цвета, предусмотренные дизайном.

Источник: zen.yandex.ru

Максимальное число цветов семь, но сейчас это бывает редко. Как правило, в наше время ограничиваются меньшим количеством.

Источник: zen.yandex.ru

Как только материал высыхает, нити или скотч, которым он связан, разворачивается, и становится виден рисунок основы ткани во всей своей красе.

Источник: zen.yandex.ru

Затем основа натягивается на ткацкий станок под наблюдением мастера (это всегда мужчины). Даже сейчас используют ручные станки, но ручной икат – это дорогое удовольствие. Поэтому для массового производства икат ткут на современных механических станках. Ткань получается яркой за счет того, что нити основы, на которые нанесен узор, являются плотными и толстыми. А нить утка тонкая, едва заметная.

Источник: zen.yandex.ru

В годы советской власти традиционное качество в Узбекистане пришло в упадок. В настоящее время оно возрождается. Икат – достаточно модная ткань среди кутюрье мирового уровня, из него шьют Гучи и Оскар Де Ла Рента. Этим тканям рукоплескали США, Милан, Париж и Рим.

Источник: zen.yandex.ru

Так как производство носит коммерческий характер, то дизайн современных тканей часто бывает упрощенным. Но в музеях мира можно увидеть прекрасные образцы иката, поражающие своей яркостью и сложностью.

Женский халат из шелкового бархата.

ikat1.jpg

Источник: smithsonianmag.com

Многоцветный узор этого халата говорит о том, что ткань, из которой он сшит, подвергали окрашиванию как минимум восемь раз.

Farhad singled this piece out as an exemplary specimen. The extreme diversity of color makes it all but certain that the fabric was passed through eight separate dye baths.

Источник: smithsonianmag.com

Исламосфера

Комментарии