Имам Хомейни у истоков иранского гуманистического кино
Сегодня в Иране годовщина кончины лидера Исламской революции и основателя Исламской Республики аятоллы Сейед Рухоллы Хомейни. Он широко известен в мире как религиозный и политический деятель, бросивший вызов проамериканскому шахскому режиму. Сегодня мы хотим раскрыть вам ту роль, которую Имам Хомейни сыграл в развитии иранского кинематографа – одного из самых ярких не только в мусульманском мире, но и в мировом кино. Имам Хомейни считал, что необходимо продвигать такое искусство, как кино, которое не противоречит духовным и гуманистическим ценностям. Он также ожидал, что кинофильмы будут проповедовать идеи добра и порядочности в обществе, отражая историю и величие нации. Имам рассматривал кино как окно для наблюдения за обществом, пишет сайт en.imam-khomeini.ir.
Все фильмы, пьесы и сценические драмы являются выражением восприятие авторами своего окружения и сообщества. Между кинематографом и обществом существует некий разговор и диалог, в котором обе стороны пропагандируют актуальное слово и речь, чтобы выявить ее реальность и правдивость.
Кинематограф должен поднимать проблемы, стоящие перед обществом, и представлять их жизнеспособное решение.
13 проникновенных фильмов иранского кинематографа.
Роль Имама Хомейни в появлении современного иранского кинематографа
Основатель современного Ирана Имам Хомейни оказал влияние на становление и развитие современного иранского кино. Этот путь начался с фильма “Корова” (1969 г.) Дарьюша Мехрджуи, высокого оцененного Хомейни, и в дальнейшем привел к созданию оригинального иранского кинематографа, имеющего свои характерные особенности.
Дарьюш Мехрджуи впоследствии сказал:
Кино в атмосфере первых лет революции было проклятой темой, и люди тогда жгли кинотеатры. Они говорили, что кино – это место для распространения коррупции. По этой причине кинопроизводство [в те годы] упало до нулевого уровня, а кинотеатры были практически закрыты. Тогда по иранскому телевидению был показан фильм “Корова”. Его Святейшество Имам посмотрел его и в своем выступлении сказал: «Мы не говорим, что кино плохое в принципе. Такие фильмы, как “Корова”, могут быть культурно воспитательными и повышать уровень мышления и духа зрителей». Эти слова Имама имели решающие значение для иранского кинематографа”.
Режиссер Реза Миркарими, в творчестве которого особое место занимают религиозные, нравственные и социальные темы, считает, что Имам Хомейни является культурной личностью, сумевшей изменить мировую политическую литературу в пользу бедных людей, и в эпоху, когда вирус безнадежности и покорности угнетению заразил человеческую цивилизацию, появление спокойного, дружелюбного и храброго человека изменило ход истории”.
После победы Исламской революции иранское кино стало основываться на двух ценностях – концепции гуманизма и этическом подходе. Эти две характеристики сошлись вместе и породили новое иранское кино, которое стремилось изображать духовные образы, свободные от пустых девизов. Обзор некоторых выдающихся течений иранского кинематографа раскрывает успех кинематографистов, которые заботились о возвышенности человеческого существа.
Опубликован список 100 лучших фильмов не на английском языке.
Рождение жанра: кино священной обороны
Восьмилетняя война Ирана с Ираком имела для первого характер религиозной войны и называлась «Священной обороной». Иранское кино внесло свою лепту в осмысление этой войны, однако для этого потребовалось некоторое время.
Первым фильмом этого жанра стал “Ночной полет” (реж. Расул Моллаголипур). После окончания войны был снят фильм “Сторожевой пес” режиссера Ибрагима Хатамикии, а год спустя в 1990 г., когда он же снял фильм “Иммигрант” можно было бы говорить о рождении целого жанра фильмов о “Священной обороне”. Несмотря на то, что оба фильма были известны как военные, главное внимание режиссера привлекали люди, вовлеченные в войну, а не непосредственно военные действия. В одной из сцен иранский солдат нацеливается на иракскую сторожевую башню, но ждет, когда иракский солдат уйдет, и только затем взрывает ее. Простота, доброта и любовь в агрессивном мире войны – это ценное достижение фильмов “Сторожевой пес” и “Иммигрант”.
Расул Моллаголипур в “Поездки в Чазабех” и в “Спасенных людях” поднял важные проблемы, в частности, обратил внимание на игнорирование роли женщины в войне.
На кинофестивале “Фаджр” состоится премьера двух фильмов об ИГИЛ.
Религиозное кино: духовность на экране
Религиозное кино во всем мире разделялось на два вида. Первый вид – это фильмы, которые изображали жизнь и деятельность пророков и их учеников. Фильмы вроде “Десяти заповедей” Сесила Демилля и “Послания” Мустафы Аккада могут считаться пионерами первого вида. Второй вид, более глубокий и художественный, работает с религиозными и духовными переживаниями. Среди таких фильмов можно назвать работы советского режиссера Андрея Тарковского, такие как “Зеркало” и “Сталкер”, а также некоторые работы французского режиссера Робера Брессона, такие как “Наудачу, Бальтазар” и “Мушетт”. В этих фильмах их создатели изобразили духовный опыт.
В иранском кинематографе фильмы, которые можно было бы назвать религиозными, больше тяготели ко второму виду. Это, например, изображение шиитской веры в фильме “Кадамгах” («След ноги») Мохаммада-Мехди Асгарпура или представление трудностей, испытываемых священнослужителями в обществе, в фильме “Под лунным светом” Резы Миркарими. Последний в другом своем фильме “Очень далеко, очень близко” использует жанр дорожного кино для передачи духовного опыта. Похожий на Одиссею маршрут, по которому доктор идет в сердце пустыни и в конце концов приходит к вере в чудо, – это яркое проявление такого кино, которое меняет идеологические кредо, а вопрос о вечности жизни и смерти превращается в глубокий опыт религиозной практики. Это расширение религиозной мысли и ее соединение с универсальными гуманистическими концепциями можно увидеть и в “Цвете рая” Маджида Маджиди.
Социальное кино: под кожей города
После революции в Иране формируется жанр социального кино. Это кино, которое стремится к диагностике социальных проблем. Постреволюционное социальное кино Ирана, затронутое неореализмом Италии, было сформировано такими фильмами, как “Под крышами города” Асгара Хашеми и “За гранью” Рахшана Баниэтемада, а через несколько лет выросло и расцвело. Рахшан Баниетемад, сосредоточившись на изображении низших слоев общества, создал такие фильмы, как “Наргис”, “Голубая лента”.
Другой выдающийся кинорежиссер в этом жанре – Асгар Фархади – в своих первых фильмах также выбрал тему обездоленных людей. Фильм “Прекрасный город” показал его очень высокие способности в изображении проблем низших слоев общества. В “Фейерверках по средам” он обращает внимание на средний класс иранского общества и умело изображает их беды. “О Элли” – идеальный и всеобъемлющий фильм о городском среднем классе, а в “Разводе Надера и Симин” Фархади обращается к тему конфликта между классами.
Ближневосточное кино: самые “горячие” премьеры последнего времени.
Путь, начавшийся с восхищения фильмом “Корова”, которое выразил основатель Исламской Республики Имам Хомейни, привел к созданию мощного кинематографа, который умело сочетает гуманистическую концепции и моральный подход с высокохудожественным выражением.
Исламосфера