Индонезия предлагает мягкий ислам под брендом Нусантары

Сегодня во многих странах ислам нередко связывают с разными радикальными течениями. Принимая это во внимание, в Индонезии, стране с самым большим мусульманским населением, развивают умеренную версию ислама, характерную для обширного региона под названием «Нусантара», в который входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, часть Филиппин, Таиланда и Вьетнама. Эта концепция призвана показать изначальный мирный и прогрессивный характер религии Аллаха.


Авторы этой доктрины утверждают, что “ислам Нусантары” – это понимание ислама, возникшее не в последние несколько лет или десятилетий. Оно восходит к 16-му веку и является результатом долгого исторического развития универсальных исламских ценностей на индонезийской почве. Само слово «нусантара» представляет собой поэтическое название Индонезии и означает “архипелаг” (от яванского nusa — остров, antara — другой, отдаленный, вся территория).

Индонезия продвигает умеренный ислам на Международной выставке исламского образования.

Термин «Нусантара» был впервые использован индонезийской исламской организацией «Нахдатул Улама» в 2015 году как альтернатива тому толкованию ислама, которое ассоциируется с арабским миром и Ближневосточным регионом.

Индонезийцы молятся / Источник: en.wikipedia.org

Основными элементами Нусантары являются умеренность, сострадательность, анти-радикализм и терпимость. Умеренность в данном случае подразумевает не политическую позицию, а скорее концепцию умеренного ислама «васатыйа». Большое внимание в индонезийском варианте ислама отводится сохранению и развитию местной культуры. В частности, особенности местной культуры учитываются при формировании правового корпуса исламского фикха.

Мсид – традиционные коранические школы Марокко.

Понятие «индонезийский фикх» было предложено несколькими индонезийскими мусульманскими учеными в середине прошлого века. Его особенностью был учет местных обычаев (“урфа”). Эта идея была популяризована профессорами М. Хасби ас-Сиддики и Мунавиром Шазали.

Традиционная школа Корана в Индонезии / Источник: en.wikipedia.org

В числе прочего Шазали высказал идею, что при разделе наследства мужские и женские доли должны делиться поровну, а не как в традиционном фикхе, когда мужчинам достается две трети наследства. Для аргументации своей позиции профессор сослался на практику знаменитого рынка Клевера в Суракарте (Ява, Индонезия), где большинство торговцев были женщинами, в то время как их мужья являлись безработными.

Индонезия планирует построить один из крупнейших исламских университетов мира.

Нусантара учитывает традиции, которые вызревали в индонезийском обществе в течение веков. Сюда относится т.н. молитвы за усопших (тахлилян), коллективные моления и застолья, на которых участники просят Всевышнего обеспечить благополучный исход важных для них событий, посещение могил предков или святых (зиярат) и т.д.

Картинки по запросу kh ahmad dahlan

Халяль би халяль (обычай посещения пожилых людей в Индонезии после наступления Праздника разговения), организованный совместно партией традиционалистов Нахдатул Улама и реформистской партией Мухаммадия / Источник: twitter.com

Внедрение “ислама Нусантары” в индонезийское общество осуществляется через традиционные школы-интернаты песантрен. Эта доктрина основывается на традиционном восточном этикете, в рамках которого особое почтение оказывается улемам (религиозным ученым). Студенты нуждаются в постоянном руководстве со стороны своего религиозного учителя, чтобы не сбиться с пути и не попасть под влияние радикальных идей. Еще одним отличительным аспектом является акцент на характеристику Пророка (САВ) «Рахматан лил ‘Алямин» (Милость для Миров) как на исламскую универсальную ценность, которая содействует миру, терпимости, взаимному уважению и плюралистическому мировоззрению.

Песантрен: традиционные исламские школы-интернаты Индонезии.

Идеология Нусантары является связующим элементом между светскими националистами и исламскими силами в Индонезии. Эта концепция всячески поддерживается правительством Индонезии. Вице-президент страны Йусуф Калла на открытии молодежной конференции Мухаммадия в этом году сказал: «В нашей стране живет самая большая мусульманская община в мире, но в своей проповеди она использует не силу, а мягкость и содействие. Это означает, что наш призыв отличается от призыва других мусульманских стран. В нем приоритет отдается культурному компоненту».

Индонезийские дети учатся / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии