Индусский праздник Дивали и мусульмане Индии
Что объединяет канадского премьер-министра, индусский праздник и мусульман Индии?
В этом году 19 октября повсюду в Индии празднуют индусский праздник Дивали или Фестиваль Огней, который считается началом нового года по индийскому календарю и традиционно отмечается с большим размахом. Празднества длятся несколько дней, на протяжении которых на всех улицах и во всех домах зажигаются праздничные свечи и фонари, взрываются фейерверки и горят бенгальские огни. Индусская традиция возводит этот праздник, приуроченный к сезону сбора осеннего урожая, к возвращению мифического героя Рамы, который почитается сегодня индусами в качестве божества, из изгнания в лесу.
Недавний визит премьер-министра Канады Джастина Трюдо в индийский культурный центр и участие в церемонии возжигания огней в честь главного индийского праздника Дивали наделал много шума в связи с тем, что вместо привычного для индусов поздравления политик произнес странное сочетание «Дивали мубарак!», аналогичное мусульманскому поздравлению «Ид мубарак!». Именно эту форму поздравления он использовал и в своем твиттере. Индусские националисты в Канаде и за ее пределами набросились на него с резкой критикой, восприняв эти слова как оскорбительные для своих религиозных чувств, хотя подобное поздравление считается вполне нормальным, в различных регионах Индии, например, среди панджабцев, испытывавших веками наиболее интенсивное влияние мусульманской культуры, а также большого количества урдуязычных мусульман Индии, для которых празднование Дивали не несет религиозного смысла, а является данью их общей индийской идентичности.
Индийский историк Ручика Шарма из университета Дели пишет, что традиция празднования Дивали поддерживалась и мусульманскими правителями Индии – династией Моголов, которые по мере ослабления своей политической власти стремились заручиться поддержкой индусского населения, в первую очередь, знати из благородных каст. Первым начал праздновать при дворе этот индусский праздник скандально знаменитый своим религиозным экуменизмом Акбар Великий, который дал ему более понятное для мусульман персидское название Джашн-и Чираган («Праздник огней») и увязал его с аналогичным зороастрийскому культом шахской власти, возводившейся им к некоему божественному свету (фарр-и изади). Его преемники на шахском престоле, объявившие его еретиком и вероотступником, тем не менее, не поспешили отказаться от Праздника огней, который они проводили с большой помпой и использовали для поддержания своей легитимности. Что примечательно, и само празднование Дивали в его нынешнем виде является продуктом этой политики Моголов, которые дополнили индусский ритуал такими новыми элементами, как использование привезенных в Индию из Китая мусульманами фейрверков и хлопушек, первое упоминание о которых в Индии связано с празднованием священной для мусульман Ночи очищения (Шаб-и Барат) при дворе делийского султана тюркского происхождения Фироза Туглака.
Исламосфера
В Индии мусульмане очень часто присоединяются к индуистским праздникам, а индусы к мусульманским. Это как дань уважения друг к другу на территории, где очень много различных вероисповеданий. Взаимопроникновение культур очень сильное. Достойное целой диссертации. А фраза Джастина Трюдо вообще нормальное. Тюркские, персидские и арабские слова в хинди очень много. И поэтому для тех, кто говорит на хинди – это адекватное поздравление. Для тех, кто говорит на малялам, телугу, каннада и других языках южной Индии, это будет звучать, наверно, не приемлемо, но все же мне кажется, что осудили лишь радикальные националисты.
[…] привели прекрасные примеры терпимости (равадари), практикуемой правителями Моголов, «что […]