Интересные факты о библиотеках в исламском мире

Количество книг и брошюр, написанных мусульманскими учеными в Средневековье, было невообразимым. Этому способствовало как и доступность бумаги, так большое число образованных людей, пишет сайт fikriyat.com.


Аббасидский халиф аль-Мамун платил переводчикам с греческого языка на арабский золотом, весом с переведенную ими книгу. Благодаря этому в короткие сроки был осуществлен перевод огромного количества трудов древнегреческих ученых.

Во времена Аббасидов открывались сотни библиотек, воспользоваться которыми могли сотни тысяч читателей. Первая исламская книга появилась в VII в. – это был Коран.

Культурная сокровищница Дамаска – библиотека Захирия (+фото).

Как известно, Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (с.а.в.) в устном виде через откровение. Его сподвижники сразу же выучивали новые аяты наизусть, многие тут же записывали их на самых разных материалах – кусках ткани, костях, камнях. Первая полная копия Корана хранилась у дочери Умара (р.а.) Хафсы.

Сподвижники делали для себя копии Корана, большинство из которых содержали пояснительные записи их владельцев.

Картинки по запросу first quran book

Старинный Коран, хранящийся в Бирмингемском университете / Источник: qz.com

При халифе Усмане (р.а.) на основе существующих записей и текстов, заученных наизусть сподвижниками, была создана рукопись Корана, которая и была отправлена во все центры исламского мира.

Во времена Омейядов в библиотеке Кордовы хранилось 600 000 книг. Хакам II, халиф Кордовы, так любил проводить время в библиотеках, что о нем говорили: «Он любит книги больше трона».

Рукописи там не горят: старинная библиотека Аль-Кадирия в Багдаде.

Существовали и специализированные библиотеки, привлекающие многочисленных ученых. Общественных библиотек было так много, что невозможно было найти мечеть, при которой не было бы собрания книг.

До монгольского нашествия в Багдаде было 36 библиотек. Многочисленные библиотеки были в Каире, Алеппо, крупных городах Ирана, Средней Азии и Месопотамии.

В библиотеках при мечетях, носящих название Даруль-кутуб (Дом книг), авторы и ученые знакомили с результатами своих изысканий коллег и молодежь. Любой желающий мог присоединиться к их собраниям и даже взять слово. Часто беседы, происходящие здесь, записывались и оформлялись в виде книг.

Картинки по запросу ‫الحكم المستنصر بالله‬‎

Памятник халифу Хакаму II в Кордобе / Источник: liveinternet.ru

Своим богатством отличалась библиотека при мечети аз-Зайтуна в Тунисе – одно время здесь было более 100 тысяч рукописей. Сообщается, что правители из династии Хафсидов соревновались друг с другом в благоустройстве этой библиотеки и приобретении книг для нее.

Огромных размеров достигали и личные библиотеки. Историк Эдвард Гиббон сообщает об одном мусульманском враче, который был вынужден отказаться от приглашения бухарского эмира, так как не хотел оставлять свои книги, а для того, чтобы их перевезти, ему нужно было 400 верблюдов.

Старинная библиотека в Сараево: бастион исламских знаний на Балканах.

Люди того времени так любили книги, что стало традицией завещать свои личные библиотеки мечетям, чтобы пользу от них могли получить все люди.

Многие библиотеки отличались архитектурными изысками. Например, историк аль-Макдиси так описывает библиотеку X в. в иранском городе Ширазе: «Она окружена садами с розами и родниками, покрытое куполами здание имеет два входа и 360 комнат… В каждом отделе на полках имеются каталоги. Комнаты застелены коврами…» В Ширазе, Кордове и Каире существовали библиотеки, независимые от мечетей. Это были здания со многими комнатами – галереей для хранения книг, читальными залами, помещениями, где работали переписчики.

Фотохром главного входа мечети аз-Зайтуна (Тунис), 1890 г. / Источник: en.wikipedia.org

Уже в то время была разработана совершенная система классификации, позволяющая находить нужные книги.

Книги из библиотек можно было брать на дом. Мусульманский историк Йакут аль-Хамави сообщает, что можно было взять 200 книг, не оставляя залог.

Автобус-библиотека для детей колесит по улицам Кабула.

Правила выдачи книг мало чем отличались от современных – книги следовало вернуть к определенному сроку, бережно обращаться с ними, ничего не писать на страницах, увиденные ошибки не исправлять, а сообщать о них библиотекарю.

На должность управляющих библиотеками, именуемых «хранителями книг» (хафиз-и кутуб), приглашались только образованные люди. В Северной Африке в XII-XIII вв. в период Альмохадов управление библиотеками было одной из самых привилегированных государственных обязанностей.

Исламосфера

Комментарии