Иранская баня: место встречи изменить нельзя
В прошлом бани или хаммамы в Иране были не только местом для купания и мытья. У них была важная социальная функция, объединявшая людей, которые собирались в этих местах каждую неделю.
Это было место, где люди говорили друг с другом о своей повседневной жизни, обменивались шутками и делились новостями. В иранских городах все еще имеются бани, но они больше не выполняют своей прежней социальной функции, так как большинство людей имеют у себя дома ванные комнаты благодаря распространению современного образа жизни.
Персидская литература полна пословиц, рассказов и народных историй о банях, которые указывают на важность этого места в прошлом.
Бани также были известны как места сбора для женщин, где они могли встречаться друг с другом и общаться долгими часами.
Как выглядят иранские бани?
Хаммамы, в основном располагаются вблизи базаров, которые считались общественным местом. Они освещаются прямоугольными отверстиями в крыше и масляными лампами, обладая общей для всех архитектурой.
Если войти в баню через коридор, вы попадаете в большую комнату, покрытую плиткой и убранную деревянными скамейками, которая называется “рахткан”.
Это пространство покрыто паласами и коврами, а посередине находится фонтан, возле которого посетители раздеваются и повязывают вокруг бедер набедренную повязку – гамуча.
В этом месте также пьют чай, курят сигареты и общаются друг с другом.
Перед тем, как пройти в следующую часть бани, называемую “гармхане” или парной, посетитель может найти несколько туалетных комнат.
Далее следует помещение, в котором пол покрыт мрамором или плиткой, в основном квадратной или восьмиугольной формы, а стены украшены изображениями героев традиционного иранского эпоса “Шахнаме”.
Хазине
В стародавние времена в центре иранского города располагался большой залитый водой бассейн, Хазине располагалась на большой печи с металлическим навершием, которое медленно подогревалось с помощью огня. Она вмещала одновременно десять человек.
Однако за последние десятилетия она был заменена душевыми из гигиенических соображений.
Даллак, массажист, который использовал специальную рукавицу, чтобы тереть ей тело клиента и отшелушивать старую кожу, время от времени плескал воду на горячую плитку, чтобы ополоснуть ею пол и наполнить помещение паром. Затем одну гамучу расстилали на полу, а из другой делали для него мягкое подголовье. После этого клиент ложился, и ему делали массаж.
Массажист разглаживал его подошвы и ладони с помощью пемзы (по-персидски «санг-е па» – «ножной камень»).
После этого наступал черед «сар-о-риш-тараши», во время которого клиенту обривали голову, стригли бороду и постригали ногти.
Высохнув после банных процедур, клиент брал одежду, одевался и покидал баню.
Бани для мужчин и женщин
В некоторых городах имелись отдельные бани для мужчин и женщин. Они обычно строились рядом друг с другом.
Также были бани, которые использовались мужчинами и женщинами в разное время суток.
Были также мужские и женские общественные бани, и на рассвете звучал особый длинный гудок, возвещавший, что баня была готова для посещения.
Мужчины приходили в баню с рассвета до 4 часов пополудни, а женщины могли пользоваться банями с этого времени и до захода солнца.
В некоторых случаях мужчинам выделялись пять дней в неделю, а женщинам – два.
Чтобы объявить о том, что баня открыта для мужчин, у входной двери вешали две старые набедренные повязки.
Особым знаком для женщин был толстый занавес, который висел перед дверью. Мужской вход в баню располагался на самой улице, а вход для женщин – в конце переулка.
Tehran Times