Исчезнувшие профессии исламского мира. Часть 1

Эти ремесла честно кормили мастеров на протяжении веков. Но изменение условий жизни и технический прогресс привели к тому, что они канули в Лету, сообщает fikriyat.com.
1. При дворе султана или падишаха был человек, который пробовал еду прежде, чем ее подадут правителю. Это было необходимо для того, чтобы проверить, не была ли она отравлена. Кроме того, заодно производилась и дегустация еды – достаточно ли в ней соли, сахара и т.п. Также такой человек отвечал за то, чтобы пища была приготовлена в соответствии со вкусами падишаха
2. До конца XIX века, а в некоторых регионах и позже, на рынках и базарах, во дворах мечетей и на улицах махалли можно было встретить барберов – уличных парикмахеров. Помимо стрижки и бритья, они также выдергивали зубы, делали обрезание и кровопускание.
3. Торговцы, которые доставляли в город овец и коров на продажу, назывались джалабами. Эта профессия требовала больших капиталов. Стада пригонялись пастухами из далеких мест пешим ходом. В дороге часть животных гибла. Например, в Стамбул такой скот доставляли из Балкан.
4. В прошлые века в качестве наполнителя для матрасов, одеял, подушек использовались вата или шерсть. Со временем такой наполнитель проседал, изделие теряло пышность. Халладжи занимались тем, что обновляли такие постельные принадлежности, распарывая их и взбивая.
5. Натуральный шелк пользовался большой популярностью в высших слоях общества, а также широко экспортировался. Главный элемент производства шелка – тутовый шелкопряд. Разведение и продажа этого насекомого было прибыльным делом.
6. Те, кому приходилось бывать в Турции в Рамадан, не могли не обратить внимания на махья – световые надписи, которыми в этот месяц украшают минареты мечетей. Эта традиция насчитывает сотни лет. Раньше это было крайне трудоемким делом и отдельным ремеслом. Сначала на бумаге создавали эскиз будущей надписи, потом по ним изготавливали формы, на которых обозначали место для масляных светильников. Надписи натягивали между минаретами. Для одной махьи требовалось примерно 8 кг масла.
7. Глашатаи – это люди, которые на площадях оглашали какие-то объявления и доносили их до народа. В основном, это были приказы властей. Существовала особая категория глашатых, которые должны были объявлять срочные известия ночью. Их выделяли в отдельную профессию.
8. В жаркие летние месяцы на улицах восточных городов бойко продавали шербет – напиток на основе фруктового сока, в который добавляли воду и сахар. Существовал обычай угощать шербетом гостей. Существовали как специальные лавки, торгующие этим напитком, так и бродячие торговцы.
9. Отдельной профессией было плетение канатов и тросов. Их делали из льна и конопли.
10. В те времена существовали разные виды обуви и часто изготовлением каждого из них занимались отдельные мастера. Например, особой профессией было производство нала – деревянной обуви, которую носили при ходьбе по камням, влажной или глинистой местности, а также в тахаратхане и банях. Такая обувь могла быть богато украшена золотом, серебром, жемчугом и обязательно была в приданом невесты. Отдельные мастера занимались изготовлением йеменов – кожаных тапочек. Предполагается, что история этой обуви насчитывает 6-7 веков. Шитье йеменов имеет свои секреты. Для подошвы использовалась кожа крупного рогатого скота, внешнюю часть делали из козьей шкуры, подкладку верха – из овчины, а стельку – из коровьей или козьей шкуры. Такую обувь делают и сейчас, но мастеров осталось крайне мало.
Исламосфера