Искусство апартеида: история некоторых палестинских граффити

Стена на Западном берегу разделяет семьи, общины и маршруты поездок на работу, создавая пространственное насилие и сегрегацию, которые, по сути, делают ее стеной апартеида, а не просто «разделительным барьером».  За 17 лет, прошедших с тех пор, как Израиль начал ее строительство, местные и зарубежные художники использовали ее как холст, пишет Бахира Амин.


Отношение к граффити, которые заполняют эту стену, неоднозначное. Многие палестинские активисты выступают против такого явления, когда художники из разных стран приезжают в Палестину и создают их для демонстрации своей прогрессивности в социальных сетях. Некоторые заявляют, что их искусство придает стене более презентабельный вид, а не подчеркивает несправедливость, к чему стремится большинство авторов граффити. С другой стороны, работы, созданные палестинскими художниками, могут служить как напоминаниями о сопротивлении, так и посланиями надежды для палестинского сообщества, особенно с учетом того, что они находятся «внутри» стены, т.е. стороне, обращенной к Западному берегу.

Источник: CairoScene

Из-за популистского характера граффити, а также возможности юридического и физического преследования, большая часть работ остается анонимной.

Ахед Тамими / Источник: AFP, Ahmed Gharabli

В июле 2018 года, непосредственно перед освобождением Ахед Тамими из тюрьмы, были арестованы два итальянских художника и палестинец за то, что они нарисовали 4-метровое изображение этой палестинской активистки недалеко от Вифлеема. Их личности оставались неизвестными, пока итальянский уличный художник Агостино Чирвин не признался в авторстве.

Источник: Edgardo Olivera

Анонимный художник-граффити Бэнкси несколько раз создавал произведения искусства в Палестине. Девять его работ имеется и на стене, в том числе такие как «Арт-атака», «Девочка, обыскивающая солдата», «Бронированный голубь», «Крыса с рогаткой», «Нежелательное вмешательство». Как поведал художник, когда он рисовал «Нежелательное вмешательство», пожилой палестинец заявил ему, что благодаря его работе стена выглядит красиво. Бэнкси поблагодарил его, но мужчина сказал: «Мы не хотим, чтобы стена была красивой, мы ненавидим ее. Езжай домой». Это перекликается с опасениями активистов, что, украшая стену, даже с помощью сообщений, которые кажутся поддерживающими местное сообщество, художники одновременно нормализуют апартеид и принижают борьбу палестинцев.

«Нежелательное вмешательство» Бэнкси / Источник: Дзен

Апогеем этой динамики стал 2017 год, когда австралийский художник-граффитист Лашсукс нарисовал огромные фрески с изображением Дональда Трампа, Хиллари Клинтон и даже одну работу, на которой Трамп и Нетаньяху целуются. Художник казался одновременно искренним и совершенно равнодушным к своим намерениям. Он распространил свои идеи через краудсорсинг, что в конечном итоге запутало смысл создания на стене граффити, поскольку они вообще не касались палестино-израильского конфликта. На одной Трамп пишет Эминему фанатское письмо, на другой изображен Марк Цукерберг с красными глазами и надписью: «Чем больше ваших данных я соберу, тем лучше пойму, что значит быть человеком».

Источник: CairoScene

Испанские художники братья-близнецы Рауль и Давиде Перре, известные как дуэт уличного искусства How & Nosm, говорили об этой динамике еще в 2013 году, когда они были на Западном берегу. Как заявили художники, они «считают, что просто приходить сюда и отмечаться, рисовать граффити неуместно и эгоистично». Вместо этого они попытались принести пользу обществу, организовав художественные мастер-классы для женщин на Западном берегу.

Источник: CairoScene

В 2007 году палестинский художник Маджд Абдель Хамид и два его помощника потратили 10 дней на то, чтобы разрисовать участок стены длиной 14 метров и высотой 2 метра тем, что выглядит как нагромождение арабских букв. В расшифрованном виде эти буквы представляют собой Декларацию независимости Палестины, написанную в 1988 году палестинским поэтом Махмудом Дарвишем. В отличие от большинства упомянутых здесь работ, которые находятся в том же районе Вифлеема, этот граффити расположен в незаметном месте, в районе, где его могут увидеть только местные жители.

Работа Маджд Абдель Хамида / Источник: Маджд Абдель Хамид

Рядом с контрольно-пропускным пунктом Каландия, основным связующим пунктом между северной частью Западного берега и Иерусалимом (аль-Кудс), находится давняя (ныне частично стертая) фреска покойного палестинского лидера Ясира Арафата работы художника Винса Севена. 

Фреска, изображающая палестинца с завязанными глазами, арестовываемого двумя израильскими солдатами, несет в себе послание: «Мы не можем жить, поэтому мы ждем смерти».

Источник: CairoScene

В постоянно развивающейся визуальной иконографии палестинского сопротивления есть один постоянный символ неповиновения: Хандала. В 1975 году палестинский художник-карикатурист Наджи аль-Али создал образ 10-летнего мальчика, который всегда будет в этом возрасте, пока не закончится оккупация. Босой, в изодранной одежде, с волосами, напоминающими иголки дикобраза, Хандала стоит, скрестив руки за спиной, отвергая полумеры, которые не устраняют корень конфликта. Хотя Наджи аль-Али был убит в 1987 году, изображение Хандалы сохранилось и по сей день на нескольких фресках.

undefined

Хандала / Источник: Palobserver/Wikipedia

Исламосфера

Комментарии