Искусство исламского мира вызывает все больший интерес у коллекционеров
Знали ли вы, что понятия искусство, исламский мир и исламское искусство – совершенно разные категории, которые стоит разграничивать? По мнению председателя знаменитого аукционного дома Sotheby’s Middle East & India Эдварда Гиббса, “искусство исламского мира – это очень широкая категория, охватывающая все виды материалов и включающая как религиозные, так и светские предметы”. Именно этот факт делает артефакты мусульманской культуры все более популярными в мире. Ведущие музеи, выставки и аукционные дома все чаще направляют свой взор на предметы исламского мира.
Взять к примеру галерею фонда “Аль-Бухари” в Британском музее Лондона, где представлена широкая экспозиция, посвященная исламской культуре. Многие из представленных там предметов носят не религиозный характер, а вполне светский, и связаны с пониманием искусства, красоты, повседневной жизни мусульманских народов. Заказчики этих произведений искусства возможно были мотивированы некими духовными идеями, а может это лишь следствие простых практических потребностей. Здесь представлены, например, блюда, кастрюли и сковородки, которые использовались во дворцах.
Коллекционеры собирают вещи самого разного рода. Заинтересованность исламским искусством прослеживается с середины с 19-го столетия, когда стали проводиться масштабные выставки и международные ярмарки, сначала в Лондоне, затем в Париже и Чикаго.
Комплексный взгляд на исламский мир в новой галерее Британского музея.
“Мусульманские народы видели свои поделки в павильонах, что действительно зажгло искру, которая совпала с первыми турами Томаса Кука на Ближний Восток. Люди посещали мечети и другие памятники, заинтересовывались ими. Тогда были созданы большие коллекции», – говорит Гиббс.
В конце 19-го – начале 20-го веков появляются такие люди, как армянский коллекционер Галуст Гюльбенкян, который создал Фонд Гюльбенкяна, располагающийся ныне Лиссабоне. Другой коллекционер исламских артефактов – Альфред Честер Битти, американский горный магнат, который оставил после себя библиотеку рукописей, ныне располагающуюся в Дублинском замке в столице Ирландии. Стоит упомянуть и Чарльза Лэнга Фрира, который финансировал строительство Художественной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия, и по сей день носящей его имя. Эти и другие именитые коллекционеры ознаменовали начало интереса к этой теме. Интерес продолжал расти в Европе и Северной Америке в 20-м веке усилиями коллекционеров, строящих частные коллекции и помогающих в росте музейных проектов, таких как музей Виктории и Альберта. А в 1970-х годах Sotheby’s запустил свои специальные аукционы. Эта инициатива исходила от иранского шаха. После Исламской революции многие коллекционеры иммигрировали в Европу и США, но коллекции продолжали пополняться. Европейцы, американцы, турки, ливанцы, индийцы продолжали скупать артефакты исламской культуры.
Искусство Моголов вернулось в Кабул благодаря редкой выставке.
Многие наиболее известные коллекции, в том числе коллекция Халила и коллекция Кейр (ныне именуемая коллекцией Де Унгер), каталоги которых теперь считаются стандартными справочными работами, — стали таковыми из-за того, что получили помощь со стороны. Рост крупных “спутниковых” проектов, таких как Музей Ага Хана в Торонто и Музей исламского искусства в Малайзии, принадлежащий семье Аль-Бухари, также способствовал огромной популярности искусства из исламского мира.
В 21 веке коллекционеры из Персидского залива продолжают активно собирать новые артефакты, но войны на Ближнем Востоке привели к разграблению и уничтожению ценнейших памятников культуры. Теперь большая часть даже сохранившихся вещей находится на черном рынке.
По словам Гиббса, люди приносят испорченные или поврежденные артефакты в Sotheby’s не для продажи, а уже понимая, что здесь можно хоть как-то сохранить наследие исламского мира.
Топ-10 самых интересных музеев Египта.
Исламосфера