Искусство изготовления стекла в исламском мире

Производство стекла в исламском мире в VII-XIV вв. было чрезвычайно инновационным и демонстрировало великолепные образцы, такие как замечательное стекло с рельефной огранкой и эффектные позолоченные и эмалированные предметы. Изделия из стекла исламских мастеров считались лучшими в мире. И как предметы роскоши, и как простые сосуды для масел, духов и жидкостей всех видов, такие изделия получили распространение по всему исламскому миру, а также в Юго-Восточной Азии, северному Китаю и Европе, сообщает metmuseum.org.


Хотя многие из сохранившихся образцов, возможно, не были элитными, они, безусловно, напоминают о султанской роскоши. В нью-йоркском Метрополитене, одном из крупнейших и четвертым по посещаемости художественном музее мира, хранятся экспонаты, показывающие нам искусность мусульманских мастеров Средневековья.

Эта бутылка изготовлена в VII-VIII вв. н.э., вероятно, в Египте и Сирии. Она представляет собой редкий образец горячего декорирования стекла, когда украшения на изделие наносятся непосредственно в процессе формирования горячекатаного стекла. Узоры, нанесенные на нее, характерны для перехода от римского к исламскому способу производства стекла.

Bottle

Кубок изготовлен в VIII-IX вв. в Ираке или Сирии. Узоры нанесены путем гравировки. Также присутствует надпись куфическим шрифтом: «Выпей! Благословение от Аллаха владельцу кубка». Подобные формулы, включающие в себя добрые пожелания, часто встречаются на глиняной или стеклянной посуде для еды и питья.

Goblet with Incised Designs, ,Glass

Кувшин IX в., изготовлен, вероятно, в Ираке. Он интересен тем, что на него нанесено имя изготовившего его мастера – такое бывало редко, и большинство таких работ, часто поражающих искусством своего изготовления остаются безымяными. Надпись на арабском языке гласит: «Это было сделано для эмира в Багда[де]. Работа Тайиба ибн Ахмада Бармаси».

Ewer with Molded Inscription, ,Glass

Стеклянная миска IX в., изготовлена, вероятно, в Ираке в технике меллифиори. Такие изделия собираются как мозаика из маленьких стеклянных фрагментов, а потом спаиваются вместе под действием высокой температуры, и часто покрываются сверху линзой из прозрачного стекла, которая придает узору объем. Техника была изобретена в Древнем Египте, но впоследствии была предана забвению. В VIII-IX в. она была заново открыта мастерами Месопотамии и использовалась при изготовлении разных изделий для аббасидских халифов в Багдаде и Самарре.

Glass Bowl in Millefiori Technique, ,Glass

Стеклянная миска, X-XI вв., предположительно, изготовлена в Египте. Подобный растительный орнамент в виде веерообразных листьев характерен для фатимидского Египта. Арабская надпись куфическим шрифтом, идущая вдоль края миски, еще не расшифрована.

Glass Bowl, ,Glass

Бутылки подобной формы, украшенные стеклянными каплями контрастного цвета, изготавливались в Сирии с конца XI в. до начала XIII в. Их можно увидеть в музеях Санкт-Петербурга, Киева и Берлина. То, что большинство таких бутылок были обнаружены в кавказском регионе или вдоль побережья Черного моря, свидетельствует о том, что они были хорошо зарекомендовавшим себя товаром, объектом торговли стеклом между Сирией, северо-западной Азией и восточной Европой.

Bottle with Blue Trails, ,Glass

Лампа для мечети эмира Каусуна, изготовлена в 1329-1335 гг. в Египте. Большие стеклянные лампы этого типа заказавались султанами и членами их двора для мечетей, медресе, гробниц, больниц и других общественных зданий в 14-м веке в мамлюкском Каире. На лампу нанесено имя заказчика – эмира Сайфуддина Каусуна (ум. в 1342 г.), вероятно, она предназначалась для одного из двух построенных им архитектурных комплексов в Каире – мечети или мавзолея.

Mosque Lamp of Amir Qawsun

Исламосфера

Комментарии