Ислам в Чаде: бедность вере не помеха

Появление ислама в этом регионе связывают с Укбой ибн Нафи аль-Фихри (ум. 683 г.) – военачальником и государственным деятелем Арабского халифата, завоевателем Магриба. Его потомки поселились в этих землях и до сих пор живут в районе озера Чад.


Ислам на этой территории распространился благодаря берберам, мусульманским торговцам и странствующим суфийским проповедникам, чьи братства впоследствии сыграли ключевую роль в сопротивлении французской колонизации в XIX в. Первым мусульманским правителем государства, расположенного на территории современного Чада, был Канема Умэ ибн Сальма, правивший в 1086-1096 гг. В XIV в. сюда стали прибывать мигранты из стран Востока, но здесь уже проживали исламизированные народы хауса и фулани. На ислам в Чаде не оказали большого влияния ни великие мистические движения Средневековья, ни фундаменталистские перевороты, затронувшие другие страны. Связь с арабами также была слабой, поэтому и арабский язык не нашел здесь распространения. Мусульмане читали Коран, не понимая его смысла.

Chad: Un lago y nueve millones de personas en la inanición - Proceso Portal de Noticias

Источник: proceso.com.mx

Численность населения в Чаде оценивается в 11,6 миллиона человек (оценка июля 2015 года). По данным второй всеобщей переписи населения (2009 г.), примерно 58% населения составляют мусульмане, 18% – католики, 16% – протестанты, а остальные 8% придерживаются местных верований. Большинство мусульман принадлежат к тарикатам кадирия и тиджания, также имеются последователи тариката санусия. Около 48% мусульман считают себя суннитами, 21 % – шиитами и 4 % – ахмадитами, 5-10% являются приверженцами ваххабизма и саляфизма.

Возможно, в результате длительных контактов с западноафриканскими мусульманскими торговцами и паломниками большинство чадских мусульман отождествляли себя с орденом тиджания, но братство не служило объединяющим центром. Точно так же санусия, братство, основанное в Ливии в середине XIX века, пользовалось значительным экономическим и политическим влиянием в бассейне озера Чад около на рубеже XIX-XX вв. Несмотря на опасения французов относительно исламского движения возрождения, возглавляемого тарикатом санусия и боровшегося против французских колонизаторов, их сторонники никогда не были многочисленны.

Франсуа Томбалбай

Франсуа Томбалбай / Источник: ru.wikipedia.org

Хотя большая часть мусульман Чада являются приверженцами маликитской школы права, большинство исламских учебных заведений опираются исключительно на Коран. Первая мусульманская школа в Чаде — École Mohamed Illech, была основана в 1918 г. Сегодня в стране нет высших учебных исламским заведений, поэтому желающие получить религиозное образование вынуждены уезжать за рубеж, в частности, в Судан и Египет. Аль-Азхар является популярным местом обучения мусульманской молодежи Чада.

Жители одной из деревень Чада на молитве/ Источник: marcodilauro.com

В 1972 г. президент Чада Франсуа Томбалбай начал проводить политику сближения с арабскими странами – в стране появились иностранные религиозные преподаватели, а местные студенты получили возможность учиться в исламских университетах Египта и Саудовской Аравии. Такое сотрудничество привело к распространению в стране саляфизма. На средства Саудовской Аравии была построена Большая мечеть в столице Нджамене.

Chad – Grand mosque in N'Djamena

Большая мечеть Нджамены / Источник: pinterest.com

Конституция Чада предусматривает отделение религии от государства и свободу вероисповедания и равенство перед законом без различия вероисповедания. Ссылаясь на соображения безопасности, премьер-министр Пахими Деубе запретил ношение паранджи после теракта, произошедшего в Нджамене 15 июня 2015 г. и унесшего 38 жизней. Христианские и исламские лидеры поддержали этот запрет. Власти проводят политику по поддержанию в стране мирного сосуществования разных исламских течений и христиан.

Ученики расположенной в Чаде мусульманской школы / Источник: ru.wikipedia.org

Экономическая ситуация в Чаде, как и во многих странах Африки, чрезвычайно тяжелая. В частности, немало людей испытывают голод. Вот что сообщила мусульманка по имени Зейнаб о своих трудностях. “Я убираю дома и стираю одежду, чтобы заработать немного денег, и иногда щедрые люди дают мне остатки еды, чтобы я могла взять их домой для своих детей. Я даже не мечтаю о том, чтобы поесть мясо. Это дорого, и я не могу себе этого позволить. Мои дети выглядят слабыми, они не имеют такого крепкого здоровья, как другие дети – я думаю, это потому, что они не едят мяса”.

Но затем на праздник жертвоприношения (Ид аль-адха) Зейнаб получила одну из более чем 38 400 упаковок мяса курбан, которые раздала организация Islamic Relief в Чаде. Женщина и ее дети смогли насладиться благословенными днями праздника и припасти мяса на некоторое время вперед.

“Мясной курбан поможет мне и моим детям в течение двух недель. Я собираюсь приготовить его и высушить, чтобы мы могли есть его в другие дни. Ид аль-адха – мы назвыем этот праздник Ид аль-кабир (“Большой праздник”) – это один из самых счастливых дней для всех моих братьев и сестер в Исламе. Это время, когда даже самые нуждающиеся люди могут найти что-нибудь поесть и отпраздновать.

“Я хотела бы поблагодарить Аллаха и тех, кто помогает нам в этот благословенный день”, – сказал Зейнаб.

Zaynab, viuda y madre de cinco hijos en Chad recibe el paquete de carne de Udhiya de Islamic Relief - Zaynab de Chad celebra el Eid con sus 5 hijos con Islamic

Источник: islamic-relief.org

Исламосфера

Комментарии