Ислам в трущобах Сан-Паулу
Это материал, написанный Хасаном Шахидом, докторантом из Университета Брауна (США). Он был переводчиком Аммара Асфура во время его поездки по Бразилии в рамках проекта “Взгляд на Ислам” и приложил немало усилий, чтобы точно переводить шутки собеседников Аммара.
В последние годы в Бразилии растет число людей, принявших ислам. Мусалля (молитвенное место) в малообеспеченном районе Сан-Паулу является одним из примеров растущего интереса к исламу среди бразильцев.
В субботу, 13 июня, мы с Аммаром отправились в Эмбу-Дас-Артес, город, расположенный примерно в 40 километрах от центра Сан-Паулу, чтобы взглянуть на это уникальное мусульманское пространство, которое, по-видимому, является единственным в Бразилии, которое находится фавеле, городских трущобах. Взволнованные нашей поездкой, мы сели на автобус недалеко от одной из станций метро, который доставил нас к автовокзалу, расположенному всего в нескольких минутах ходьбы от мусалли. От двери до двери, общее время в пути составило около полутора часов.
Мы приехали около трех часов дня и, заехав в продуктовый магазин, нашли молодого человека, который должен был отвезти нас к месту назначения. Но вскоре по пути мы столкнулись с человеком, на встречу с которым шли: Каабом Абдулом, которого сопровождал его друг. Мы отправились в мусаллю Рахма. Путь лежал вверх по крутой узкой улице. Район был полон жизни, дети играли, взрослые разговаривали.
Вскоре после прибытия, Кааб, Аммар и я прочитали послеполуденную молитву. Затем мы поднялись на третий этаж, где жили наш хозяин и его семья.
Кааб, в прошлом рэпер, принял ислам в 2008 году, услышав азан, мусульманский призыв к молитве, в Интернете. Этот звук произвел на него сильное впечатление, и он начал изучать ислам в Интернете, в конце концов подружившись с мусульманином из Египта через MSN Messenger, который помог ему узнать больше об этой религии. Вместо того, чтобы идти в мечеть, Кааб произнес шахаду через веб-камеру, под руководством своего нового наставника, который даже прислал ему три книги по Исламу на португальском языке из Египта.
Исламские концепции повлияли на его музыку, но после того, как у него возникли противоречивые взгляды на смешение хип-хопа с исламом, Кааб решил оставить свою рэп-карьеру и теперь исполняет только поэзию под названием Fragmentos de um Muçulmano (“Фрагменты мусульманина”) без инструментов.
Сегодня Кааб уделяет большую часть своего времени мусалле, которая почти полностью состоит из новообращенных. Он столкнулся со многими трудностями во время своего перехода в ислам, особенно из-за ограниченного доступа к информации о догматах веры, и он не хочет, чтобы переживали нечто похожее. Ближайшая мечеть находится примерно в трех часах езды на общественном транспорте, поэтому пространство, которое он создал, является единственным доступным для мусульман в этом районе. Кроме того, он считает, что существует значительный культурный разрыв между новообращенными и арабами, которые составляют большинство мусульман в Бразилии, и рассматривает мусаллю как место, где новообращенные могут объединиться и развивать свою собственную идентичность. Будучи убежденным сторонником распространения ислама, он также надеется, что все больше людей в Бразилии откроют для себя и примут эту религию, особенно те, кто имеет менее привилегированное социально-экономическое положение.
Когда его спросили о целях мусалли, он ответил, что надеется, что однажды она расширится и включит в себя исламскую школу, а затем и полноценную мечеть. Озадаченный Аммар спросил Кааба, почему он хочет построить школу до строительства мечети. Кааб схватил Аммара за руку и указал на дома на холме, сказав, что важно сначала обучить детей Исламу, прежде чем создать место поклонения, где люди не будут знать о своей вере. Мы оба были поражены его образом мышления, так как среди американских мусульман преобладает идея, что сначала нужно построить мечеть и лишь затем исламскую школу.
С наступлением ночи все больше и больше людей входили в мусаллю и дом Кааба. Они испытывали волнение, связанное со свадьбой двух членов общины, а также тем, что на следующее утро должна была приехать съемочная группа бразильской телевизионной сети SBT. Мы с Аммаром остались ночевать на полу молитвенного зала, но, к сожалению, не смогли остаться на свадьбу. Однако мы побывали на восхитительном позднем вечернем чурраско (барбекю).
Мы выехали вскоре после утренней молитвы фаджр в сопровождении трех братьев, с которыми провели ночь накануне. Они проводили нас до автовокзала. Несмотря на то, что нам хотелось спать, я знал, что нам есть что рассказать миру.
Исламосфера