Исламофобия имеет сложные корни в истории и культуре

Рекомендации четвертого Форума по содействию миру в мусульманских обществах, прошедшего в Абу-Даби в начале этого месяца, включают предложение о создании международного центра по изучению исламофобии, который мог бы “послужить платформой для изучения ее причин и проявлений, чтобы предложить превентивные методы для ее решения”.


Какие бы определения ей не давались, исламофобия является серьезной проблемой. Однако она часто рассматривается слишком упрощенно, ведь это не просто неприязнь к исламу как к вере.

Мне посчастливилось побывать на форуме, на котором рассматривался этот “страх перед исламом” с западной точки зрения. Как докладчики, так и присутствующие отметили некоторые сложности, связанные с общим вопросом, а также некоторые действия и недоразумения, из-за которых могут возникнуть опасения.

Так один имам, мусульманин датского происхождения, отметил, что в его мечети используется датский язык, что делает ислам доступным для окружающих общин. Напротив, многие другие выступали главным образом на арабском, урду или сомалийском языках. Понятно, что мигрантские общины хотят сохранить свою культуру, язык и, конечно же, свою веру, но нет ничего удивительного в том, что это отделяет их от других датчан и порождает проблемы.

Мой уважаемый коллега – обозреватель этого же издания, доктор Х.А. Хеллайер, справедливо отметил, что, хотя ислам не является расой, большая часть страха перед исламом, который присутствует в Великобритании, имеет явно расистский подтекст. Жертвами исламофобских атак могут становиться не только мусульмане, но и сикхи, индуисты и, если угодно, христиане южно-азиатского происхождения, только на основании их цвета кожи. Общий страх перед “другим”, по-видимому,  может побуждать исламофобские нападения, независимо от веры тех, кто в них вовлечен.

Важно также узнать различные истории европейских стран, где растет исламофобия. Великобритания и Франция ранее правили по большей части мусульманским миром, в отличие, например, от Польши или Чехии. В Венгрии до сих пор живы исторические воспоминания о тех 145 годах, когда Будапешт был частью Османской империи, в то время как османская осада Вены 1683 года является ключевым моментом австрийской истории. Турки оставались на Балканах в 20-м веке. Исламофобия в Центральной и Юго-Восточной Европе, что не удивительно, имеет отличные корни от того, что рассматривается как один и тот же общий феномен в Западной Европе.

Существуют различия и в демографическом происхождении, а также в размерах местных мусульманских общин. В Великобритании, они в первую очередь южно-азиатского происхождения, в то время как во Франции преобладают мусульмане северо-африканского происхождения, потому что большая часть миграции из-за рубежа происходит из их бывших колоний. В Германии, по крайней мере, до последних нескольких лет, большинство мусульман были турецкого происхождения.

В заключительном заявлении форума, в частности, отмечается, что “феномен исламофобии также является бессмысленным и неэтичным, поскольку он разжигает ненависть и дискриминацию на Западе, что, в конечном счете, прокладывает дорогу экстремизму”.

Это, однако, не отменяет того, что другой оратор из Соединенных Штатов назвал двумя различными видами исламофобии. Он назвал их “искусственно созданным страхом”, манипулируемым в политических и расистских целях, и “подлинным страхом”, который он охарактеризовал как возникающий из ощущения различия, хотя и неоправданного.

Легко заниматься упрощениями, но это редко помогает. Если не признавать сложностей культуры и истории, а также различий в вере, из которых возник нынешний феномен исламофобии, усилия по разработке успешных ответных мер вряд ли увенчаются большим успехом.

Как мусульманский мир и входящий в его состав арабский мир чрезвычайно разнообразны, так и понятие “Запад” – если отбросить страх, подлинный или искусственный, который возникает в результате террористических нападений, вызванных извращениями ислама. Характеристика исламофобии как бессмысленной и неэтичной враждебности, возникающей в результате “столкновения цивилизаций”, является чрезмерным упрощением, которое не предлагает никаких решений и никакого реального понимания, а лишь еще больше усложняет вопрос.

Питер Хеллайер / The National

Комментарии
  • Роман американской писательницы об исламофобии вызвал неоднозначную реакцию | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2018/01/24/%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd-%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b24 января, 2018 в 19:06

    […] в Неваде. Она хотела обратить внимание на проблемы исламофобии в американском обществе, но задела чувства самих […]