Исламофобы и будущее демократий на Западе
Тревожно наблюдать, как исламофобы начинают доминировать над светскими силами в “цивилизованных” странах западной демократии. Во время американских президентских выборов 2008 года несколько республиканских политиков, утверждали, что кандидат от Демократической партии Барак Обама скрытый мусульманин. Во время президентских выборов 2016 года кандидат от республиканской партии Дональд Трамп предложил запретить въезд в страну всем мусульманам. Когда премьер-министр Великобритании Тереза Мэй подвергла Трампа критике за повторную публикацию материала британской фашистской организации Britain First, Трамп ответил: “Было бы лучше, если бы она занялась «деструктивным радикальным исламским терроризмом, который имеет место в Соединенном Королевстве, а не сосредотачивалась на нем”, пишет Амджед Джавед для сайта kashmirwatch.com.
В Дании появление двух новых крайне правых партий “Жесткий курс” (“Stram Kurs”) и “Новые правые” (“Nye Borgerlige”) может поставить под угрозу переизбрание правящего правоцентристского альянса. Члены “Жесткого курса”, основанного в 2017 году, провели несколько акций по осквернению Священного Корана (поджигали его и бросали в воздух). Партия требует депортации мусульман обратно в страну их происхождения. Датские суды отпускают исламофобов на свободу. Основатель партии Расмус Палудан находится на свободе, несмотря на 14-дневный условный тюремный срок за расизм, проявленный в отношении пресс-секретаря движения “Черная жизнь”. Палудан, инженер-программист, разработал “Палудан-игру”, популярную в школьных дворах в Дании. Правила игры требуют, чтобы христианские дети ловили мусульман и евреев, сажали их в клетки и оскорбляли их.
Исламофобия имеет сложные корни в истории и культуре.
В Германии было совершено около 71 нападения на мечети и 908 преступлений против немецких мусульман (от словесных до физических нападений и покушений на убийство), помимо 1413 нападений на беженцев. Аналогичные нападения имели место в других государствах Европейского Союза и Великобритании. ЕС и другие государства отмахиваются от существующей исламофобии, которая процветает и принимает самые разные формы (в отношении расы, религии, работы и т.д.). 14 марта 2017 года в Европейский суд справедливости вынес два безрезультатных решения по поводу недопущения дискриминации на рабочем месте по религиозному признаку.
Платок против кипы или тюрбана
Во Франции есть стойкое неприятие хиджаба, бурки, никаба (неважно как называется мусульманский платок). А к сикхскому тюрбану и еврейской кипе такой антипатии нет. Они не считаются религиозными атрибутами. В частности, во время визита тогдашнего премьер-министра Индии Манмохана Сингха (сикха по вероисповеданию – Исламосфера) во Францию французский президент заверил его, что никакого запрета на сикхский тюрбан в его стране нет. Джон Р. Бовен в своей книге «Почему французы не любят платки. Ислам, государство и публичное пространство» (“Why the French Don’t Like Headscarves. Islam, the State, and Public Space”) пишет, что “французские общественные деятели, по всей видимости, обвиняют платки во всех бедах страны, включая проблемы антисемитизма, исламского фундаментализма, росте геттоизации бедных пригородов и расслоении общества”.
“Французский ислам” – инструмент контроля над мусульманами Франции?
Он отмечает, что законодательство против платков изображается как поддержка “женщин, борющихся за свободу в Афганистане, школьных учителей, пытающихся преподавать историю в Лионе, и всех тех, кто желает укрепить принципы свободы, равенства и братства”. Хиджаб считается “символом растущего исламизма и упадка общественной жизни”.
Бовен отрицает политические мотивы французской комиссии Стаси (комиссия по применению принципа светскости государства – Исламосфера). Он напоминает, что “комиссия была вынуждена работать быстро, чтобы закон мог быть принят до весенних региональных выборов. За столь короткий промежуток времени запрет хиджаба был единственным способом показать, что политики “здравомыслящего центра реагируют на новых врагов Франции”.
Закон якобы основан на рекомендации президентской комиссии Стаси. Но сама эта комиссия была сформирована под давлением антимусульманских СМИ и политиков.
Средства массовой информации в своих репортажах и карикатурах изображали платки как “большую опасность для французского общества и его традиций секуляризма”. Законодательство против хиджаба, вероятно, еще больше загонит в угол мусульманских женщин. Антимусульманские настроения проявляются по-разному.
Исламский мыслитель Сейед Хоссейн Наср: Исламофобия смехотворна.
Почему дресс-коды анахроничны?
Европейское законодательство о дресс-коде, вероятно, будет контрпродуктивным, как это уже было в прошлом. Четвертый Латеранский Собор 1215 года постановил, евреи и мусульмане должна носить отличительные элементы одежды. Папа Павел IV распорядился в 1555 году, чтобы в папских государствах это была желтая остроконечная шляпа, а с 1567 года в течение 20 лет она была обязательной в Литве.
Подобные запреты в отношении иноверцев существовали и в мусульманских государствах. В частности, в 850 году аббасидский халиф Аль-Мутаваккиль приказал христианам и иудеям носить пояс под названием “зуннар” и особый вид шали или платка под названием “тайласин”.
В 1577 году османский султан Мурад III издал указ, запрещающий евреям и христианам носить платья, тюрбаны и сандалии. В 1580 году он изменил свое решение, ограничив прежний запрет тюрбанами и обязав “зимми” (немусульман) носить черные ботинки; евреи и христиане также должны были носить красные и черные шляпы соответственно.
Исламофобия должна рассматриваться как “преступление против человечности”.
Вывод
История показывает, что религиозная нетерпимость приводила к падению процветающих империй. И христианские, и мусульманские правители вводили дискриминационный дресс-код в своих государствах. Нарастающая волна исламофибии проявляется различными способами, в том числе в виде запретов на хиджаб, бурку, никаб. Мусульмане нуждаются в законодательной защите, чтобы жить в мире, как и другие общины. Нынешняя исламофобия делает нелепым весь внешний лоск религиозной терпимости на Западе.
Исламосфера