Исламские корни блюза: африканская мелодика чтения Корана и азана

Блюз, рожденный на американском Юге, вызывает в воображении образы хлопковых полей, замученных работой издольщиков, боли и одиночества. Между тем, некоторые из самых глубоких корней этой музыки следует искать не в дельте Миссисипи, а за тысячи миль оттуда, в исламском поясе Западной Африки, пишет Сильвиана Диуф.


Начиная с начала 1500-х годов в результате трансатлантической работорговли около 12,5 миллионов человек из Западной и Центральной Африки попали в Америку. Среди них были сотни тысяч мусульман. Африканцы приносили с собой свою музыку, которая во всем Карибском бассейне и Южной Америке – от Бразилии до Кубы, Уругвая и Перу, Гаити до Гваделупы, Колумбии и Венесуэлы – имела ряд общих черт: сложная полиритмия, ударные в виде африканских барабанов, коллективное участие и т.п. Все это черты, присущие музыке африканских прибрежных и лесных районов.

Спектакль о влиянии мусульман на историю блюза поставят в США.

Между тем, традиционная музыка, созданная африканцами и их потомками в Соединенных Штатах, иная. В ней отсутствует барабанная дробь и отдается предпочтение струнным инструментам (банджо, скрипка, а позже гитара). Эта афроамериканская специфика очень ярко проявляется в блюзе.

Muslim Roots, U.S. Blues - Muslim HeritageMuslim Heritage

Мусульманские рабы из Африки повлияли на блюз и через свой музыкальный стиль, и через свои музыкальные инструменты / Источник: muslimheritage.com

Хотя исследования и дебаты, несомненно, продолжатся и будут в значительной степени зависеть от конкретной области, где кто-то проводил полевые работы, эксперты согласны с тем, что корни афроамериканской музыки следует искать в исламской Западной Африке. Культура этого региона испытала самое непосредственное влияние со стороны религии. Здесь были широко распространены суфийские тарикаты, неотъемлемой частью которых была музыка. Моления (зикр) – это тоже жанр, состоящий из молитв, произносимых нараспев. Другим жанром является высокое искусство тилявата – декламации Корана. Хотя исламские традиции не рассматривают чтение Корана и призыв к молитве как пение, тем не менее, и то, и другое звучит мелодично.

Мусульманский мистицизм, блюз пустынь и шведская меланхолия.

Вероятнее всего, на американских фермах и плантациях декламация Корана и суфийские песнопения, исполняемые в одиночку или небольшими группами, звучали бы точно так же, как песни. А также призыв к молитве, азан. Карл Бернхард Вадстром в «Очерке колонизации применительно к западному побережью Африки» (Carl Bernhard Wadstrom, An Essay on Colonization, Particularly Applied to the Western Coast of Africa) пишет: «На соседнем невольничьем дворе я увидел мужчину лет 35 в кандалах. Он был мусульманином и умел читать и писать по-арабски. Время от времени он шумел: иногда он пел меланхолическую песню, затем произносил молитву, а после замолкал». Меланхолическая песня могла быть чтением Корана или суфийским пением. Вероятно, в них молодой человек искал утешение.

Henry Ossawa Tanner The Banjo Lesson

Урок игры на банджо / Источник: renovatio.zaytuna.edu

Скорее всего, именно эти слышимые выражения мусульманской веры и внесли свой вклад в возникновение характерной афроамериканской музыки Юга – сначала холлеров (ритмичных выкриков, сопровождавших работу в поле), в затем блюза, появившегося в конце XIX в. в среде выходцев с плантаций Хлопкового пояса. Это была эпоха разочарования. Надежды первого поколения афроамериканцев, которые непосредственно не испытали рабства, связанные с освобождением, во многом потерпели крах. Практически повторное порабощение чернокожих американцев, издольщина, пеонаж, линчевание, цепные банды (группы заключенных, скованных цепями для выполнения черной или тяжелой работы в качестве наказания), террор и принудительный труд не способствовали рождению радостного музыкального стиля. Блюз обычно понимают как светскую музыку потерь, сожалений и поражений. Но у него есть и более глубокая, духовная сторона: вызов отчаянию. В этой духовности можно найти отголосок одного из корней блюза – исламской практики и музыки.

В Марокко прошел фестиваль “черной музыки” – Гнава.

Таким образом, блюз – это афроамериканское творение, рожденное различными влияниями. Что делает его уникальным, так это преобладание ряда сахельских/исламских стилистических элементов, которые стали доминирующими благодаря историческим событиям, связанным с американским рабством. Чтобы противостоять натиску этих жестоких исторических обстоятельств, афроамериканцы использовали все имеющиеся у них культурные инструменты, которые позволяли им выразить свои страдания и надежду, утешить себя и справляться с трудностями. Среди них были проникновенные мелодии холлеров и блюза. Хотя это в значительной степени не признано, они являются одним из наиболее устойчивых вкладов западноафриканских мусульман в американскую культуру.

Исламосфера


Сильвиана А. Диуф – социальный историк, занимающаяся исследованиями трансатлантической и индоокеанской работорговли, западноафриканских мусульман и сопротивления рабству

Комментарии