Исламский экологизм: теология бережного отношения к природной среде
Постепенно – и незаметно для большинства мусульман – мусульманские интеллектуалы и ученые с конца 1960-х годов разрабатывают исламскую экологическую теологию. Их цель состоит в том, чтобы изучить зеленые принципы, такие как устойчивость, охрана окружающей среды, благополучие животных и биоразнообразие с точки зрения их совместимости с исламом, пишет Моника Збиди.
Изменение климата и глобальные экологические проблемы не только заставили людей задуматься о своем влиянии на окружающую среду, но и способствовали разработке стратегий охраны Земли, не в последнюю очередь с целью защиты и сохранения среды обитания человека. Именно поэтому многие религиозные общины, в том числе и мусульмане, стали обращать внимание на то, что религия говорит о проблеме охраны окружающей среды.
«Зеленый путеводитель по хаджу», «Мусульманский зеленый путеводитель по уменьшению изменения климата», «Озеленение Рамадана», «Кампания за чистую Медину»… Из названий этих инициатив, проектов и кампаний сразу видно, что основное внимание в них уделяется связи между исламом и природой. В последние годы термины «зеленый ислам» или «эко-ислам» стали ярлыками этого движения.
Однако это не означает, что сторонники этого движения пропагандируют то, что можно было бы назвать их «собственной» версией ислама: скорее, этот термин является ссылкой на уважение, с которым они относятся к окружающей среде и Божьему творению, и попыткой определить устойчивый образ жизни как необходимость для мусульман.
Суданец вырастил тропический сад, чтобы просвещать молодежь.
Ряд дат в исламском календаре идеально подходит для пропаганды этих взглядов, например Рамадан, месяц поста, который считается временем созерцания и саморефлексии. Поскольку мусульмане воздерживаются от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие семьи готовят слишком обильные трапезы на вечер, и большое количество еды в конечном итоге выбрасывается. В последние годы появился ряд статей на различных блогах, посвященных теме ислама и экологии, которые в преддверии поста и в течение его призывают к «зеленому Рамадану», а также к устойчивому и экологически чистому поведению.
Кампания «Зеленая хутба» была основана мусульманским экологическим активистом из Торонто Муазом Насиром по случаю Международного дня Земли в 2012 году. Цель состояла в том, чтобы побудить мечети и исламские учреждения посвятить пятничную проповедь в День Земли повышению осведомленности об экологических проблемах, с которыми сталкивается человечество.
Британский альянс религий и охраны природы (ARC) поручил Global One 2015 и EcoMuslim написать «Зеленое руководство по хаджу», которое было опубликовано в 2011 году. Цель руководства состояла в том, чтобы изменить экологическое поведение мусульман, особенно во время хаджа. Оно содержит множество советов и идей, например, как использовать только экологически чистые продукты и услуги во время хаджа, как сократить отходы и потребление во время паломничества и сохранить такую линию поведения после него.
В Кембридже открылась первая в Европе эко-мечеть.
Еще одна брошюра, опубликованная в 2008 году компанией Life Makers UK (основана Амром Халедом) и бирмингемским Исламским фондом экологии и экологических наук (IFEES), это «Мусульманское зеленое руководство по уменьшению изменения климата». Эта брошюра содержит практические инструкции для мусульман по борьбе с изменением климата. Ежедневные советы по таким вопросам, как экономия энергии при приготовлении пищи или стирке, переработка отходов, а также использование общественного транспорта или велосипедов, сопровождаются цитатами из Корана. Эта брошюра объясняет, почему мусульмане должны принимать такие меры, и показывает, что защита окружающей среды закреплена в исламе.
В настоящее время существует большое количество международных мероприятий, подобных описанным выше. Кроме того, все чаще в качестве средства распространения идей и подходов, а также для установления контактов между мусульманскими активистами используется Интернет. Помимо информационных сайтов, существуют блоги, многочисленные страницы в Facebook и группы, которые управляются и используются людьми из самых разных стран.
Отцом-основателем Исламской экотеологии является иранский философ Сейед Хоссейн Наср, который в 1967 году написал книгу «Человек и природа: духовный кризис современного человека». Тем самым он значительно опередил свое время. Исламская экологическая этика основана на Коране и своде хадисов. Согласно этой интерпретации, сохранение природы и творения, в частности, флоры, фауны и воды, является одной из самых важных обязанностей мусульманина. Вода играет очень важную роль в Исламе, потому что она считается источником и основой жизни. Есть много хадисов, в которых содержится призыв экономно использовать воду и запрещается ее загрязнять.
В Тегеране мертвые деревья превращают в произведения искусства.
Цель всего творения – прославлять Аллаха, и все объекты на Земле воспринимаются как Его знамения (по-арабски «аят»). Это означает, что Всевышний вездесущ, и природа должна быть защищена только ради Него. Кроме того, природа рассматривается как совокупность взаимно дополняющих друг друга элементов. Помимо восхваления Аллаха, каждая отдельная часть природы имеет свою роль и задачу в творении, которые важны для жизни на Земле.
Животные стоят ниже людей в исламском порядке творения, потому что, в отличие от животных, человек имеет разум и может различать веру и неверие. Есть немало хадисов, в которых призывается милостивое отношение к братьям нашим меньшим. Растения также играют важную роль в Исламе. Они являются пищей как для людей, так и для животных (Сура 80, аяты 24-32). Посадка дерева считается похвальным деянием в исламе. Существуют также институты исламского права, гарантирующие сохранение природы в определенных районах, таких как природные заповедники, где охраняются водные ресурсы, лесные угодья и пастбища.
В исламском антропоцентрическом видении мира люди находятся в центре творения, что не только предоставляет людям определенные права в соответствии с исламской экологической этикой, но и возлагает на них определенные обязательства. Помимо принципов умеренности и справедливости, существуют еще шесть принципов, которые помогают удерживать человеческое поведение в определенных границах:
Человек, который полстолетия каждый день сажал по дереву.
1. Учение о единобожии (таухид). Таухид выражает признание Бога как единого и единственного Господа всех сотворенных существ, что означает, что к каждому отдельному созданию следует относиться с уважением.
2. Доктрина творения (фитра). В исламском экологическом дискурсе фитра понимается как первоначальное состояние творения или изначальная природа вещей. Прежде всего, это естественное состояние человека в гармонии с природой. Отсюда вытекает необходимость того, чтобы человечество защищало окружающую среду.
3. Доктрина наместничества (хилафа). на Земле на человека возложена роль попечителя или наместника (по-арабски «халифа»). Это означает, что Аллах возложил на людей ответственность за творение и доверил людям землю, которую Он поставил им на службу.
Якуба Савадого – человек, который остановил пустыню.
4. Учение об ответственности (амана). Очень тесно связанным с учением о «хилафе» является учение об «амане», что означает выполнение возложенной на человека ответственности во всех сферах жизни. Речь идет об ответственности, присущей роли управляющего, ответственности, которую человечество взяло на себя, когда Всевышний предложил ее людям.
5. Учение о служении Аллаху (убудиййа). Согласно ему, люди имеют статус рабов Аллаха (по-арабски «абдуЛлах»). Роль раба ограничивает власть человека. Мусульманские экотеологи понимают это как то, что мусульмане в своей роли рабов Аллаха должны подчиняться законам, включая заботу о природе и экосистеме и правильное обращение с ее ресурсами.
6. Учение о равновесии (мизан): арабский термин «мизан» означает равновесие или весы. В исламской экологической этике оно трактуется как «экологический баланс» или «срединный путь». Этот принцип требует сохранения или восстановления равновесия на Земле, как с точки зрения гармонии в природе, так и с точки зрения справедливости и морали в повседневных делах.
Согласно исламской экологической этике, решение экологических проблем заключается в возрождении духовности и веры. Это не означает, что мусульманские экоактивисты дистанцируются от науки и развития, они выступают против общества потребления и расточительства.
Наконец, тема окружающей среды и защиты Земли объединяет мусульман с последователями других религий в общей борьбе за сохранение среды существования всех живых существ, и она уже доказала свою значимость в межрелигиозных дебатах. Хотя исключительно религиозный подход не может решить проблемы изменения климата, он может способствовать изменению взглядов в этой сфере.
Мост из корней деревьев, созданный учителем Корана для своих учеников.
Исламосфера