Исламский мыслитель Сейед Хоссейн Наср: Исламофобия смехотворна
Сейед Хоссейн Наср, исламский философ-традиционалист, всегда занимался и продолжает заниматься проблемами исламской цивилизации и ее возрождения. Электронное издание Tehran Times провело глубинное интервью с этим мыслителем о различных проблемах, стоящих перед исламом, исламской цивилизацией и современными мусульманами.
Наср считает, что ни одна религия не смогла создать более одной цивилизации. Ислам как религия и исламская цивилизация не являются исключением. Нельзя развивать новую исламскую цивилизацию, можно только оживить ее. Мы можем возродить нашу исламскую цивилизацию, обращая внимание на различные измерения и аспекты современного мира.
Сейед Хоссейн Наср получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте (MIT), где он находился под влиянием философа Фритьофа Шуона. Далее Наср продолжил обучение в Гарварде и получил степень магистра в области геофизики в 1958 году и докторскую степень по истории науки с акцентом на исламских науках. После обучения в течение нескольких лет в различных университетах в разных частях Соединенных Штатов ему предложили штатную должность в университете Джорджа Вашингтона, где он продолжает преподавать до сих пор.
Ему принадлежат известные книги “Путеводитель для молодых мусульман по современному миру”, “Ислам и бедственное положение современного человека”, “Три мусульманских мудреца: Авиценна, Сухраварди, Ибн Араби” и “Необходимость Священной науки”.
Tehran Times: В последнее время было много дискуссий по поводу Возрождения и восстановления Исламской цивилизации, а на протяжении всего прошлого века некоторые видные мыслители в мусульманском мире посвятили себя возрождению и восстановлению Исламской цивилизации. Вы принадлежите к числу ученых, которые активно привержены этому делу. Что вы предлагаете в качестве наиболее важных стратегий возрождения Исламской цивилизации?
С.Х.Н: Первый шаг заключается в том, чтобы переработать принципы исламской цивилизации, а именно вернуться к первоначальным формам исламских традиций, принципов и идей – от метафизики до искусства, – которые проистекают из исламских откровений. После того, как откровения были получены [пророком], они развились в различные ответвления и были привиты к различным культурным условиям в Иране и Египте.
Мы должны выполнить две задачи, чтобы ознакомиться с Исламской цивилизацией; во-первых, мы должны сохранить то, что осталось от Исламской цивилизации – здания, поэзию, философию и т. д. Все это мы не можем игнорировать, потому что мы не можем начинать с нуля. Во-вторых, мы должны переработать принципы этой цивилизации и дополнить ее.
Некоторые люди говорят, что мы должны построить новую исламскую цивилизацию. Я полностью отвергаю эту идею. На самом деле, в истории такого никогда не было. Всякий раз, когда создается великая религия, она рождает цивилизацию; цивилизацию, которая затем переживает различные эпохи, отливы и приливы, взлеты и падения. Например, китайская цивилизация – это четырехтысячелетняя цивилизация. От ранних китайских религий, конфуцианства и даосизма до коммунистического Китая Мао, который был лишь поверхностным верхним слоем, под которым поддерживались более глубокие корни, была одна китайская цивилизация, которая испытала экстремальные взлеты и падения. Это относится и к Индии, и к индуизму. Эти приливы и отливы также могут наблюдаться в христианстве и Исламе.
Я не верю, что мы можем построить новую цивилизацию без новых божественных откровений. Согласно Исламскому учению, новых откровений не будет. Ислам – это последняя религия, и Пророк Мухаммад (САВ) – это последний пророк. Таким образом, перед нами стоят две задачи. Первая задача – сохранить остатки Исламской цивилизации. Я абсолютно отвергаю оправдание того, что это все современный мир, и мы должны подражать Западу. Во-вторых, мы должны переработать принципы этой цивилизации на основе сохранившихся текстов и того, что о ней написано. Мы должны попытаться найти новые приложения для этих принципов, чтобы сохранить эту цивилизацию.
Например, нет необходимости, чтобы новые города были спроектированы по модели городов сельджуков, таких как Йезд или Кашан; однако они не должны выглядеть как Париж. Гражданская архитектура стала настолько сильно напоминать западные города, как будто у нас никогда не было философии гражданского строительства в нашей стране (Иране – Исламосфера). Мы должны учитывать собственный принцип гражданского строительства и применять его с учетом текущей ситуации и потребностей. Это наименьший пример, который я смог привести. Мы должны двигаться по этим направлениям в других областях, таких как философия, литература, искусство и каллиграфия.
Вы упомянули философию. Какую роль может сыграть философия в возрождении Исламской цивилизации?
Философия может играть важную роль. В первую очередь, только философское мировоззрение дает ответ на вопрос: почему мы должны сохранить нашу цивилизацию? За мыслью о том, что мы должны поддерживать нашу цивилизацию, стоит философия, которая не просто основана на привычке или унаследована от наших предшественников. Мы видим красоту и истину этой цивилизации; качества, которые мы считаем, имеют абсолютную ценность, следовательно, мы пытаемся сохранить их.
Философия переплетается с таким мышлением. А именно, мы не можем реконструировать цивилизацию без глубокой философской мысли. Уилл Дюрант, западный писатель, чьи произведения переведены на фарси, работал над историей человечества. Другим известным ученым в этой области является Арнольд Тойнби. Они написали книги по истории разных цивилизаций. Они не могли бы сделать этого, не обращая внимания на существовавшую в этих цивилизациях философию. Таким образом, есть философия истории цивилизаций. Философия всегда находится в центре. Во-первых, без философии не может быть историографии, а во – вторых, без исламской философии, в ее глубоком определении, наша цивилизация не может быть раскрыта в деталях.
Расчеты, необходимые для строительства Соборной мечети Исфахана, проводились не только на основе архитектурных знаний; также необходимо было ознакомиться с “сакральной геометрией” и “традиционной исламской математикой”, вытекающей из исламской философии. Следовательно, философия может играть важную роль в возрождении Исламской цивилизации.
Последние несколько столетий доминирование Запада ощущается повсюду в мире. Как новая Исламская цивилизация, с теми качествами, которые вы предлагаете, будет относиться к этой западной цивилизации?
Отношения между Исламской цивилизацией и западной цивилизацией имеют прошлое, настоящее и будущее. Я считаю, что эти три фазы сильно отличаются между собой. В далеком прошлом, например, в Средние века Западная цивилизация была сестрой Исламской цивилизации. Хотя крестовые походы проходили в Сицилии и Испании и других регионах; западные жители были христианами и частью Авраамических религий, то есть членами той семьи, к которой принадлежит Ислам.
Западная культура испытывала глубокое влияние со стороны Исламской культуры, не только в философии, но и в науке. Хотя, возможно, это едва заметно на первый взгляд. Между церковью и мечетью существовали принципиальные различия; тем не менее, если заглянуть глубже, можно было увидеть, что между этими двумя цивилизациями существует много сходства. Эти глубоко укоренившиеся сходства были причиной того, что Запад стал воевать с исламом. Запад не верил, что Бог послал новую могущественную религию, настолько близкую к христианству. Впоследствии одновременно существовали своего рода религиозная вражда и серьезное культурное уважение к Исламу во всех областях – от искусства и литературы до архитектуры.
В эпоху Возрождения одним из важнейших аспектов была вражда к исламу. Нет ничего более смешного в том, что некоторые современные мусульманские ученые говорят, что величие Ислама заключается в том, что он привел к Возрождению в Европе. Это самое серьезное оскорбление Ислама. Это неверное представление означает, что ислам привел к атеизму и гуманизму на Западе. Это не так. Ислам и исламские науки сыграли важную роль в научной революции, которая началась в 17 веке. Когда Галилей был молод, он написал комментарии к работе известного испанского мусульманского физика Ибн Баджи (Avempace).
В целом, Возрождение было эпохой вражды к исламу. Если бы мусульмане знали об этом, они бы многому научились. Они [мусульмане] забыли, что они [европейцы] убрали более тысячи арабских слов из латыни, чтобы устранить иностранное влияние на латынь.
Ренессанс был не очень близок к исламу. На самом деле, во многих отраслях, таких как философия, естественные науки и математика все обстояло наоборот. Таким образом, от Средневековья до эпохи Возрождения и до 20-го века, на Западе продолжали относиться враждебно к исламу. Я повторяю, что в Средние века Запад был против Ислама, однако он уважал исламскую культуру и исламские рациональные науки. После Возрождения ненависть осталась, но к ней также добавилась враждебность к Исламским наукам и культуре и цивилизации. Вопрос остается нерешенным до сих пор.
В современную эпоху, начиная с 18-го и 19-го века и по настоящее время, в самый разгар разрушения исламской цивилизации через колониализм, некоторые западные люди заинтересовались Исламской цивилизацией и востоковедением. Миссионеры изучали Ислам и исламскую культуру, и этот интерес постепенно обрел научный формат в 19 веке. Сначала в Германии, Франции и Англии, а затем в США и других странах востоковедение было признано в качестве академической дисциплины, в центре которой находится исламоведение.
Таким образом, Запад приобрел ложную уверенность в себе, внушавшую ему, что он очень хорошо знает Ислам; потому что западные ученые применили свою агностическую методологию XVIII века, которая была рациональной и основывалась на аргументах, для анализа ислама и Исламской цивилизации. Как будто они знали Ислам лучше, чем сами мусульмане. Этот цирк продолжался до второй мировой войны. Затем в востоковедении произошел некий переворот. Получила известность группа востоковедов, которые были исламоведами, но не вписывались в понятие ориенталиста. Такие люди, как Норман Кемп Смит, Луи Массиньон и Анри Корбен, некоторые французские ученые, а также английские и американские, обнаружили, что Исламская цивилизация имеет религиозную и интеллектуальную самобытность. Они стремились создать и пропагандировать в европейских и американских университетах новый вид востоковедения и исламоведения.
С другой стороны, традиционная мысль, которая возникла благодаря Рене Генону примерно в 1920-х годах во Франции, породила значительное движение, и такие ученые, как Фритьоф Шуон и Титус Буркхардт, представили западной цивилизации оригинальные и подлинные исламские истины. Мартин Лингс в Англии и Хьюстон Смит в США писали в русле Исламской традиции; однако они находились на Западе, а следовательно, они могли использовать западный дискурс для популяризации исламских истин.
Таково наше нынешнее положение дел. С одной стороны, традиционалисты, нейтральные западные мыслители и новая группа мусульман, свободно владеющих английским языком, пишут работы, представляя подлинные исламские идеи; это мусульмане, вроде меня, которые работают на Западе и пишут на английском языке. Число мусульман, пишущих на английском или других языках, таких как французский, немецкий и итальянский, растет, и это очень важно. Следовательно, впервые в наше время находит выражение подлинный Ислам.
С другой стороны, востоковедение в его старой форме все еще используется, и миссионеры снова нападают на Ислам. Эти тенденции сопровождаются новым видом исламофобии. Многие пытаются пропагандировать эту исламофобию. Я не могу понять этого, возможно это связано с атомной бомбой или с чем-то другим. Я не знаю, чего они боятся. Следует отметить, что волна Исламофобии очень сильна в Европе. Она существует во Франции, Дании, Англии и Германии. В этих странах и в Соединенных Штатах развивается новое движение против Ислама.
Я думаю, что в Соединенных Штатах это не будет длиться долго. На данный момент Ислам живет в Соединенных Штатах. Мусульманские меньшинства присутствуют в Соединенных Штатах, как и еврейское меньшинство, и все они считаются частью американского общества. Кроме того, в Европе проживает 25 миллионов мусульман. Будущее Ислама не только в мусульманских странах, но и на Западе, потому что Запад является центром глобальной коммуникации и военно-экономической мощи. Мусульманское меньшинство, живущее сейчас в Европе, состоит из интеллектуалов, которые оказали влияние на формирование будущего исламского мира.
Я не имею в виду мусульманское население Албании, Косово или других мусульманских европейских стран; хотя в этих странах много мусульман. Я имею в виду европейских мусульман, которые иммигрировали в Европу или перешли в ислам в Европе за последние 50 или 60 лет. Я считаю, что присутствие Ислама на Западе является сильным, последовательным и глубоким.
Вы только что упомянули исламофобию. Часть проблемы связана с фундаменталистами, которые приходят к власти в мусульманском мире. В определенной степени террористические акты этих фундаменталистских группировок являются оправданием исламофобии. Как мы можем решить эту проблему? Каков выход из положения?
С нашей мусульманской точки зрения, эту проблему можно решить легко. Однако, как мне кажется, Запад этого не хочет. На самом деле, есть два решения этой проблемы. Во-первых, мы не должны действовать таким образом, чтобы люди на Западе могли подвергать нас критике. Например, массовые убийства, которые происходят в Сирии и Ираке, рассматриваются как действия, приписываемые всем мусульманам. Не каждый мусульманин несет ответственность за эти зверства; но все они считаются ответственными за это. Когда я иду по улице в Соединенных Штатах как мусульманин, неизбежно меня считают послом Ислама. Поэтому я отвечаю за все, что происходит в мусульманском мире.
Сейчас духовенство в исламском мире, особенно суннитское духовенство, должно занять позицию против зверств, совершаемых во имя Ислама. Они должны продемонстрировать гораздо более сильную позицию в осуждении этой деятельности.
Нельзя молчать об этом. Я не говорю, что какой-то человек недостаточно четко выражает свои мысли. Я говорю о том, что некоторые священнослужители, в частности суннитское духовенство, не отказываются от фундаменталистов так, как им следовало бы, и не занимают решительной позиции по отношению к ним. К сожалению, западные СМИ не публикуют тех, кто выступает против этих фундаменталистов. Поэтому мусульманский мир должен осуществить первую стратегию, а именно, духовенство должно занять твердую позицию против порочных вещей, совершаемых во имя Ислама. Вторая стратегия состоит в том, чтобы установить связь с благожелательной частью евреев и христиан, чтобы облегчить разговор об истинной природе того, что считается Исламом.
В 17 веке во Франции поднялся на вершину власти и стал первым государственным министром Ришелье. Он был кардиналом и носил на лацкане крест. Теперь представьте, что нынешний премьер-министр Франции месье Вальс (бывший министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс – Исламосфера) носит крест на пальто. Такое невозможно представить. Когда Ришелье носил крест, христианство было могущественным и считалось ответственным за все.
Реальность такова, что из-за силы Ислама на Востоке, если в этом регионе совершается жестокость, обвиняют мусульман. Мы должны разъяснить христианам и евреям, что ислам не является причиной совершения этих преступлений против человечности. Это фактические отклонения Ислама. Как человек может отступить от демократии или коммунизма, так же он может отступить и от Ислама. Можно отклониться от агностической идеологии, как можно отклониться от религиозного мировоззрения.
Tehran Times