Исмаил Гаспринский – выдающийся учитель тюрко-мусульманского мира
“Наша религия учит, что добро можно делать тремя способами: трудом, словом и милостыней – и то, и другое, и третье одинаково угодны Богу и благородны: бедный помогает ближнему трудом, ученый учит, богатый дает”, – так писал известный крымскотатарский мыслитель и просветитель Исмаил Гаспыралы (Гаспринский). В 169-ю годовщину со дня рождения выдающегося мыслителя и учителя, отмечавшуюся накануне, о нем вспоминала интернет-газета Daily Sabah.
Другие его слова “единство в языке, мыслях и делах” породили вокруг него новые поколения интеллигенции.
Гаспыралы, получивший свою фамилию от села Гаспра в Крыму, где родился его отец, появился на свет 20 марта 1851 года в селе Авджикой близ Бахчисарая.
Начальное образование он получил в местной мусульманской школе, а затем учился в Симферопольской казенной мужской гимназии. Позже Гаспыралы учился в Воронежском кадетском корпусе и 2-й Московской военной гимназии.
Однако его военная карьера закончилась, когда он был пойман при попытке проникнуть в Турцию, чтобы присоединиться к османской армии, которая в то время воевала против греков на острове Крит.
В 1871 г. Гаспринский уехал в Париж и поступил в Сорбонну (Парижский университет). Он провел два года в Париже и работал помощником известного русского писателя Ивана Тургенева. Проведя два года в Париже и один год в Стамбуле, Гаспыралы вернулся на родину в Крым.
После возвращения в Крым Гаспыралы некоторое время работал учителем. Но в феврале 1879 года он был избран городским головой Бахчисарая и оставался на этом посту до марта 1884 года.
Написанный Исмаилом Гаспринским в 1881 году очерк “Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения” стал своеобразным интеллектуальным манифестом не только для его автора, но и для большого числа людей.
Мыслитель хотел пробудить национальное самосознание и голос тюркоязычных этнических групп. Его статьи о российских мусульманах способствовали реформированию образования в тюркских и мусульманских общинах. Главную роль в сохранении мусульманской идентичности он видел в традиционной мусульманской общине (махалле):
Всякая такая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма”.
Его идеи были основаны на создании национальной прессы, чтобы тюрко-мусульманские общины начали узнавать друг друга.
В апреле 1883 года Гаспринский выпустил в Бахчисарае первое издание газеты “Терджиман” (Переводчик), которая долгое время оставалась единственной тюркской газетой в России. Газета освещала самые актуальные темы жизни людей и выходила как на крымскотатарском, так и на русском языках.
И. Гаспыралы писал в редакционном обращении:
Приступая к делу во имя Аллаха, берёмся за перо, чтобы служить правде и просвещению. Насколько „Переводчик“ будет отвечать своей цели — тому суд впереди и судьею быть не нам”.
Поначалу газета выходила раз в неделю, пока в 1903 году не стала выходить два раза в неделю, а в 1912 году стала ежедневной. “Терджиман” была первой тюркской газетой, издававшейся в Крыму, и третьей среди российских мусульман.
Газета достигла большой популярности в тюркском мире. Несмотря на ограниченный тираж, “Терджиман” был одной из газет, которые интеллектуалы постоянно читали в Османской империи, Иране, на Балканах и Кавказе, а также в России.
“Терджиман” просуществовал до смерти Гаспыралы в 1914 году, и еще четыре года выходил под редакцией его сына Рефата.
Помимо издательской Гаспринский осуществлял широкую образовательную деятельность. В 1884 году он открыл свою школу в Бахчисарае.
В школе чтение, письмо и другие уроки давались более простым и практичным способом. Этот метод был революционным для мусульманских школ в Российской империи.
Его идеи были основаны на системе образования, которая прежде всего должна быть сосредоточена на преподавании на родном языке и включать в себя знания по разным научным дисциплинам, а также религиозные знания.
Эта система, которую Гаспыралы назвал “усул-и джадид” (новый метод), впоследствии получила широкое распространение. В 1895 г. число джадидских (новометодных) школ в Российской империи превысило 100, а в 1914 году оно достигло 5000.
Первый женский журнал в истории российских тюрко-мусульманских народов “Алем-и нисван” (Женский мир)) начал свою издательскую жизнь в Бахчисарае в 1905 году под руководством дочери Исмаила-бея Шефики Гаспыралы.
Первый детский журнал среди тюрко-мусульманского населения России также издавался издательством “Гаспыралы”. Детский журнал “Алем-и субьян” (Мир детей) был представлен читателям в марте 1906 года в качестве дополнения к “Терджиману”.
Новые образовательные методы, внедренные Исмаилом Гаспринским, вошли в обращение не только в Крыму, но и в Татарстане, Азербайджане, Турции и многих других местах.
В 1910 году Гаспыралы был номинирован на Нобелевскую премию.
Исламосфера