Исторический Багдад – Город Мира (Мадинат ас-Салам)

Багдад является одной из первых исламских столиц, построенных на новом месте и задуманных как города совершенно нового типа, не отягченные наследием доисламских культур и языческих империй. Архитектура исторического Багдада отражает все основные вехи развития исламской архитектуры.


Багдад был основан аббасидским халифом Аль-Мансуром в 762 году. Согласно историческим данным, Аль-Мансур построил круглый город с четырьмя воротами, в центре которого располагались дворец и мечеть. От четырех ворот до центра тянулись улицы с магазинами и рынками, а всю площадь между этими улицами занимали кварталы, предназначенные для представителей разных профессий.

Круглая форма города возможно восходит к центральноазиатской планировке и может иметь некоторое символическое значение. В любом случае на данном участке было дешевле построить круглую городскую стену, к тому же ее легче было защитить. Оборонительный характер города также подчеркивают изогнутые входы и двойная стена. К сожалению, от города Аль-Мансура ничего не осталось, за исключением михраба, хранящегося в Национальном музее Ирака.

Картинки по запросу plan of baghdad

Багдад строился по особому плану в виде круга, по четыре сторонам которого располагались четыре входа – Дамасские ворота, Хорасанские ворота, Ворота Басры и Ворота Куфы / Источник: Socks Studio

Круглый город был построен на западном берегу Тигра, а вскоре после этого на восточном берегу было основано еще одно поселение, известное как Муаскер аль-Махди. В 773 году Аль-Мансур перенес рынки из города в место, которое называлось Аль-Карх. С 836 по 892 год столица находилась в Самарре из-за возникших в Багдаде беспорядков. Когда халиф Аль-Мутамид вернул столицу в Багдад, он поселился на восточном берегу Тигра, который до сих пор остается центром города.

Династия Буидов построила в Багдаде ряд значимых сооружений, таких как Бимаристан аль-Адули (больница) и Дар аль-Ильм (дом науки). Однако сельджуки, после завоевания города, обнаружили его в достаточно запущенном состоянии. Он пострадал в ходе конфликта, произошедшего между буидскими эмирами и их солдатами. В 1056 сельджукский султан Тогрул-бек отделил свою резиденцию от остального города широкой стеной.

Хотя зданий сельджукского периода сохранилось мало, представление о том, каким был город в XIII веке (до монгольского нашествия), можно получить, взглянув на иллюстрации Аль-Васити, сделанные к «Макамам» Мухаммада аль-Харири.

В период позднего халифата Аббасидов (XII-XIII вв.) вокруг восточного Багдада была построена массивная оборонительная стена, которая на протяжении веков обозначала границу города. Стены имели четыре входа с воротами, из которых сохранились только одни – Баб аль-Вастани (Средние ворота). Ворота находились в центральной части рва и соединялись с городской стеной и внешними пределами двумя кирпичными мостами. Арку главного входа украшают геометрические узоры и два рельефа с изображениями льва.

Картинки по запросу bab al-wastani

Баб аль-Вастани – единственные сохранившиеся ворота старого Багдада / Источник: Pinterest

Также с этого периода сохранились мавзолей Зумруд-хатун, медресе Мустансирия, здание, известное как Дворец Аббасидов и два минарета. Мавзолей Зумруд-хатун, построенный в 1209 году, венчает конический купол, который украшает мукарнас. Купол установлен на восьмиугольном основании. Стороны основания украшены декоративной кирпичной кладкой, а под ними имеются несколько глухих ниш. До XVIII века рядом с мавзолеем находились рибат и медресе, построенные по просьбе Зумруд-хатун (мать аббасидского халифа Ан-Насира).

Медресе Мустансирия было построено между 1227 и 1233 годами. Оно является самым известным сохранившимся зданием в Багдаде. Медресе было построено халифом Аль-Мустансиром. В нем располагались ученые всех четырех суннитских правовых школ (Шафии, Ханафи, Малики и Ханбали). Медресе представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором. В здании есть четыре портала – по одному для каждой правовой школы. Двор и порталы были украшены декоративной кладкой хазарбаф и резными узорами.

Мавзолей Зумруд-хатун / Источник: Wikipedia

В здании, ныне известном как Дворец Аббасидов, вероятно, первоначально располагалось медресе Аш-Шарабийя, построенное Шариф ад-Дином Икбалом в 1230 году. Здание представляет собой прямоугольный корпус площадью 430 квадратных метров, в котором находится сводчатый зал высотой более 9 метров. Здания украшено кирпичной кладкой подобно той, которую можно увидеть в мавзолее Зумруд-хатун.

Сохранившиеся домонгольские минареты – это минареты мечетей Джами аль-Хаффафин и Ами-Кумурия. В обоих этих квадратных по форме сооружениях есть карнизы, украшенные мукарнасами, которые поддерживают балконы.

Самые важные сохранившиеся памятники относятся к периоду Ильханидов. Это Хан-Марджан и медресе Мирджания. Постоялый двор (хан) был построен в 1359 году для поддержки медресе, строительство которого было завершено в 1357 году. Медресе в своей основе разрушено. От него остались только ворота, которые представляют собой монументальный портал с резной кирпичной кладкой, похожей на ту, которая есть во Дворце Аббасидов. Хан-Марджан – выдающаяся постройка. Внутри нее находится центральный крытый двор. Крыша двора сооружена из гигантских поперечных сводов. Такая технология позволяла не только охватить огромное внутреннее пространство, но также осветить интерьер (через окна, установленные между поперечными сводами).

Картинки по запросу ‫خان مرجان في بغداد‬‎

Хан Марджан в Багдаде / Источник: Wikipedia

Многие из сохранившихся зданий относятся к периоду Османской империи. Самые значительные из них – святилище Аль-Казимия, в котором находятся гробницы имамов Мусы аль-Казима и Мухаммада Джавада. Храм несколько раз перестраивался, и большая часть нынешнего строения относится к XVIII или к XIX веку. Святыни стоят посреди большого двора, выстроенного аркадами в два этажа. Гробницы увенчаны высокими золотыми куполами и окружены четырьмя минаретами. Вокруг трех сторон гробницы располагается портик, а на южной стороне – мечеть.

Традиционные багдадские дома построены из кирпича. Внутри них имеются небольшие центральные дворики. Многие дома имели деревянные балконы, часто с резными деревянными решетками. В большинстве домов были т.н. ловцы ветра (мулькаф), благодаря которым в домах, несмотря на гнетущую летнюю жару, было всегда прохладно.

Картинки по запросу al-kazimiyya mosque

Мечеть Аль-Казимиййя / Источник: Wikimedia Commons

Эндрю Петерсон /Dictionary of Islamic Architecture

Комментарии