Изображения Девы Марии в искусстве Великих Моголов

Одним из любопытных образцов искусства Великих Моголов является портрет императора Джахангира, который держит в руках изображение Девы Марии. Этот портрет является свидетельством того, как правители этой династии использовали христианские изображения для прославления своей власти.
Картина напоминает нам о растущем присутствии европейцев при дворе Великих Моголов. Начало этим процессам было положено после того, как император Акбар захватил Гуджарат в 1573 году, в результате чего границы его государства приблизилось к Гоа, находившемуся под правлением португальцев. Миссии иезуитов из Гоа, которые прибыли ко двору Акбара, привезли ему в подарок множество иллюстрированных европейских книг, картин и гравюр известных художников. В них в том числе присутствовали и библейские образы, и большая их часть была скопирована художниками Акбара по его приказу. Американо-канадский писатель и историк искусства Говен Бейли пишет: «В султанских мастерских было изготовлено множество изображений Иисуса, Марии и христианских святых в стиле позднего Возрождения. Они использовались для украшения книг, альбомов, ювелирных изделий и даже международных договоров».
Сын Акбара, Джахангир, еще будучи принцем и занимая пост губернатора Лахора, принимал иезуитские миссии и поручал художникам, сопровождающим их, создавать изображения Иисуса и Марии. После того, как он стал императором в 1605 году, этот правитель продолжал пополнять свою коллекцию христианских изображений, а его придворные художники копировали их. Это, в свою очередь, оказало влияние на живопись Великих Моголов. Сьюзан Стронг, старший куратор Азиатского отдела Музея Виктории и Альберта в Лондоне, отмечает, что таким образом, «стиль Великих Моголов постоянно видоизменялся, впитывая радикально отличавшуюся эстетику и образность Запада».
Дева Мария в средневековом исламе.

Джахангир держит портрет Девы Марии (1620 г.) / Источник: Общественное достояние
Картина, на которой Джахангир держит портрет Девы Марии, датируется примерно 1620 годом. К этому времени император прекратил общение с иезуитами, однако его двор посещали английские гости, такие как Томас Роу, что способствовало сохранению притока европейских гравюр и картин.
Давая оценку присутствию изображений христианских святых в живописи Великих Моголов, следует учитывать один аспект. Как отмечает австрийский искусствовед и историк архитектуры Эбба Кох, императоры этой династии использовали эти изображения не Ad maiorem Dei gloriam «к вящей славе Божией», а ad maiorem Moguli glorium «к вящей славе Моголов», а именно, как «инструмент для представления влияния и славы своей династии».
Как можно видеть и на портрете, Джахангир не изображен выражающим каким-то образом почтение Деве Марии. Он представлен с жемчужной серьгой в ухе в честь Муин ад-Дина Чишти, основателя суфийского братства чиштия. Излучая божественный свет (фарр-и изади), император смотрит на портрет Девы Марии, «смиренно опускающей взгляд», как описывает сцену американский специалист по исламскому искусству Мика Натиф. Дева Мария почитается в исламском мире под именем Марьям как мать Исы (Иисуса), который считается одним из великих пророков. Однако исторически она связана с политической теорией власти Великих Моголов, олицетворяя Алан-гоа – легендарную прародительницу нирун-монголов. Будучи носительницей божественного света, она скрыто передала его своим потомкам Чингизхану и Тимуру, а через них – Бабуру и императорам Великих Моголов, происходящим из его рода. Легенда об Алан-гоа воплощает миф, который впервые задокументировал Акбар, представив свое императорское «я» как вместилище скрытого божественного света. Таким образом, Дева Мария, на которую смотрит Джахангир, «больше не Матерь Божья, а одна из матриархов прославленной династии Великих Моголов как Совершенных Людей», сообщает нам Мика Натиф.
Дева Мария, суфизм и фламенко: утерянные следы влияния мусульман в Испании.

На части картины изображены священники-иезуиты Родольфо Аквавива и Антонио Монсеррат (в черном), присутствующие на встрече при дворе императора Великих Моголов Акбара / Источник: Wikimedia
Примечательно, что невероятно талантливые художники Джахангира, такие как Абу-ль-Хасан, Манохар и Бишандас, искусно переработали христианские мотивы для создания натуралистических живописных выражений превосходства Великих Моголов на политической арене, в частности над современным им персидским миром империи Сефевидов. Они сделали множество копий изображений Девы Марии с другими фигурами, включая херувимов, ягненка и льва, мирно лежащих рядом друг с другом, чтобы прославить положение Джахангира как самого блистательного правителя своей эпохи.
Мы не знаем, зачем была создана эта картина, и кто ее автор. Можно, однако, предположить, что она представляет собой работу нескольких художников – кто-то нарисовал лицо, кто-то другие части тела, а третий раскрасил изображение. Богатое обрамление, выполненное золотом, а также каллиграфия указывают, что портрет был частью альбома, который назывался муракка. Большинство таких альбомов эпохи Великих Моголов были разобраны в последующие столетия, и данный портрет позволяет нам рассмотреть эту историческую утрату. Важно отметить, что уничтожение альбомов дает представление о многочисленных способах разрушения чрезвычайно осязаемого мира визуальной культуры. Таким образом, картина позволяет нам осознать, насколько важно учитывать материальность взаимодействий, влияний и власти, поскольку именно они способствовали кристаллизации удивительно космополитичной политической культуры империи Великих Моголов.
Иисус и Мария в Коране: послание милосердия.
Исламосфера
Источник:
Sudeshna Guha ‘A History of India Through 75 Objects’