Йеннаер – праздник Нового года у берберов
Берберы (амазиги) празднуют Новый год с 12 по 14 января. Их праздник Йеннаер, который с тамазигхта переводится как «первый месяц» (йена – первый, ир – месяц), приурочен к началу сельскохозяйственных работ.
Йеннайер празднуется в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии и Западном Египте. В этом году у амазигов наступил 2971 год. Примечательно, что в различных странах берберы празднуют наступление Нового года в разные дни: в Алжире – 12 января, в Марокко, Ливии и на Канарских островах – 13 января. Но поскольку разница между берберским и григорианским календарем составляет 13 дней, то новый год у берберов наступает 14 января.
Китайские мусульмане празднуют китайский Новый год, но отказываются от изображений собаки.
Праздник Йеннаер берберы отмечают приготовлением традиционных блюд, музыкой и танцами. Амазиги накрывают в честь праздника богатый стол, чтобы следующий̆ год был сытым и благополучным. Главным блюдом в этот день, как и на большинстве марокканских праздников, является кускус из курицы или петуха или семи видов овощей. Петух является и символом праздника.
“Амазиги, живущие на юго-востоке Марокко, готовят кускус в ночь на 12 января каждый год. Таков ритуал. Традиционно в кускус кладут игс, семечко финика или аллуз, кусочек миндаля”, – говорит берберский активист Лахсен Амокрейн. “Человеку, который найдет это финиковое семечко или кусочек миндаля, должны быть доверены ключи от лахзина, комнаты, предназначенной для хранения пищи семьи, и этот человек считается “благословенным” в течение всего года”.
В Бангладеш мусульманские лидеры выступили против бенгальского нового года.
Среди других традиционно употребляемых блюд – тагола, смесь кукурузного зерна, сливочного масла, топленого масла, арганового масла и меда, или иркмен, густой суп из вареных бобов фава и пшеницы.
В деревнях амазигов также часто проходят парады, сопровождаемые традиционной музыкой, наряжением в традиционную одежду и поднятием зеленых, желтых и синих флагов амазигов.
“Новый год совпадает с цветением миндальных деревьев, что делает его хорошей отправной точкой для начала сельскохозяйственной деятельности”, – делится организатор общины Абдельмаджид Нидуисаадан.
Как правило, амазиги встречают Новый год песнями о любви, плодородии и процветании. В сельской местности они уделяют особое внимание общению, обмену продуктами питания и примирению по поводу старых недоразумений и разногласий.
Навруз – светлый праздник прихода весны.
Йеннаер символизирует плодородие и долголетие, поэтому в этот день часто заключаются браки или проводятся сельскохозяйственные обряды инициации, такие как отправка детей на ферму, чтобы они сами собирали фрукты и овощи.
Летоисчисление амазиги ведут со дня победы берберов над войском египетского фараона Рамсеса II в 950 году до н.э. Правитель берберов Шешонк (Шишнак) был провозглашен фараоном, положив начало XXII династии, правившей до 715 г. до н.э., и амазиги до сих пор помнят эту победу. Поэтому праздник имеет и другое название – День царя.
Этому берберскому царю удалось объединить Египет, а затем вторгнуться в Израильское царство. Утверждается, что он захватил сокровища храма Соломона в Иерусалиме в 926 году до н.э. Эта дата упоминается в Библии и, следовательно, является первой зафиксированной датой в истории берберов. Царь Шешонк упоминается в Библии как Сесак или Шишак.
Несмотря на то, что берберский Новый год широко отмечается, он до сих пор не признан национальным праздником в Марокко. Многие мусульманские активисты борются с проведением Йеннаера, объявляя его празднование грехом, что не помешало празднику приобрести ещё большую популярность. Тем не менее, праздник не имеет какой-либо привязки к религии и не сопровождается религиозными обрядами.
В Марокко прошел фестиваль “черной музыки” – Гнава.
Амазигский активист и депутат марокканского парламента Абдельвахед Дируш объясняет культурное значение праздника: «Йеннаер продвигает религиозный и культурный плюрализм в современном мире, страдающем от терроризма и экстремизма. Йеннайер – это не праздник с религиозными ритуалами, а праздник, посвященный чудесам природы детей и окружающей среды».
Исламосфера