Как Гадир Хум стал праздником?

28 и 29 июля этого года шииты всего мира отмечают один их самых своих больших праздников – Гадир Хум.


Как сообщает энциклопедия «Ираника», изначально Гадир Хум – это название водоема в небольшом оазисе вдоль караванного пути между Меккой и Мединой. Возвращаясь из Прощального хаджа, здесь остановился Пророк Мухаммад (мир ему) со своими сподвижниками и выступил с проповедью, в которой, как следует из шиитских и некоторых суннитских хадисов, объявил Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) своим преемником. Однако, по мнению большинства суннитов, в этих хадисах говорится не о политическом назначении, а о признании достоинств Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Годовщина этих событий, произошедших 18 Зу-ль-хиджа 632 года, стала у шиитов праздником, получившим такое же название – Гадир Хум.

Впервые официально он публично и торжественно отмечался в 963 году по инициативе шиитского правителя Багдада из династии Буидов Муиза аль-Даула. Ибн аль-Асир писал: «Муиз аль-Даула повелел, чтобы 18 Зу-ль-хиджа этого года Багдад был украшен, на полицейских заставах зажжены огни, устроены народные гуляния, рынки открыты ночью, как в праздники, били барабаны и звучали горны в честь праздника Гадир». Другой летописец, Мухаммад ибн Абд-аль-Малек Хамадани (ум. 521/1127), писал об «играх с огнем» и о том, что утром шииты отправились на кладбище Корайш (современный Кемайн) и совершили праздничный намаз. Следует отметить, что в приведенных выше рассказах описывается шиитский праздник в столице Аббасидского халифата, несмотря на то, что город был населен в основном суннитами.

Ашура в Иране: традиции траура по Имаму Хусейну (ас).

في صاحب خلافة الله الكبرى بنصّ الغدير أمير المؤمنين عليّ صلواتٌ الله عليه

Источник: arabicradio.net

В ответ на шиитские практики на Гадир Хум сунниты Багдада, как пишет Ибн аль-Джаузи, стали праздновать 26 Зу-ль-хиджа как годовщину событий в пещере Савр – в ней в течение трех дней прятались Пророк Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), во время переселения из Мекки в Медину. Буидские чиновники не возражали против такого празднования, но оно часто приводило к столкновениям между шиитами и суннитами. Как писал Ибн Касир, в результате таких столкновений в 981 году было несколько жертв. В результате, в 992 и 1001 годах халифами были запрещены как процессии Мухаррама, так и Гадир Хум.

Масштабы мероприятий на шиитские праздники, в том числе Гадир Хум, достигли своего пика во время правления Адуда аль-Даулы (ум. 983). Газневиды, правившие большей частью Персии в тот же период, официально не соблюдали Гадир Хум. Тем не менее, Бируни, занимавший должность астронома при дворе Газневидов, упомянул о нем как о принятом в народе празднике.

Нет никаких сведений о каком-либо масштабном соблюдении Гадир Хума при сельджуках или после них, хотя некоторые сельджукские султаны посещали шиитские святыни, а монгольские правители, принявшие шиизм, выполняли шиитские обряды.

Джамкаран – священное место, где молился Имам Махди.

Источник: en.alghadeertv.net

Празднование Гадира Хума было возобновлено в Персии Сефевидами, легитимность власти которых, в частности, основывалась на признании Пророком (мир ему) Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) своим преемником. В источниках нет записей о точной дате возобновления этого праздника шахом Исмаилом I, хотя известно, что после своего триумфального прибытия в Исфахан и Тебриз в 1501, он сделал фразу «Али валиуллах» («Али – друг Аллаха») частью азана, а также нанес ее на свои монеты. Современный персидский ученый Забихолла Сафа высказал предположение, что совпадение Навруза с Гадир Хумом, а также с днем, когда Имам Али (да будет доволен им Аллах) был официально признан халифом, способствовало сохранению Навруза в Персии. По-видимому, Гадир Хум был признанным праздником при Тахмаспе I. При шахе Сулеймане, как писали европейские путешественники, «по этому случаю давались щедрые пиры».

Труды двух поздних шиитских правоведов, Амели (ум. 1693) и Мухаммада Бакира Маджлиси (ум. 1700), указывают на попытку увековечить Гадир Хум как праздник. Амели рекомендовал имамам отмечать годовщину этого дня как праздник (‘ид), делать обильные пожертвования в этот день, вспоминать о завете шиитов с имамом Али (да будет доволен им Аллах). Также в Гадир Хум предписывалось поститься и посещать могилы имамов. Маджлиси во многих местах своего объемного труда приводит  предания, в которых Гадир Хум упоминается  как «самый благородный праздник» (афдал аль-а’йад), а также упоминает специальную молитву, которую следует произносить при посещении святыни Имама Али (да будет доволен им Аллах) или его поминовения в этот день.

Мазари-Шариф: могила святого в афганской пустыне.

Mosque at Johfa.JPG

Мечеть в Джохфе, около города Рабиг в Хиджазе (Саудовская Аравия). Сообщается, что событие Гадир Хума произошло где-то поблизости / Источник: en.wikipedia.org

Включение Гадир Хума в основной свод шиитского исламского права способствовало популяризации праздника в период Каджаров. Это событие обычно отмечалось публичными банкетами и приемом при дворе улемов и сановников. В 1833 году Гадир Хум праздновали в течение целой недели, поскольку он совпал со свадьбами нескольких принцев. В период Каджаров в этот праздник улицы украшали огнями, устраивались игры с огнем, улемы или правитель произносили проповедь. Однако ближе к концу правления Каджаров стали популярны парады военных и гражданских частей, а также посещение шахом и его приближенными святилища в Куме.

В период Пехлеви официальная церемония на Гадир Хум была сведена к приему шахом небольшого числа второстепенных улемов и государственных чиновников. Но широкие слои населения отмечали этот праздник, украшая базары флагами, разным декором, а иногда и триумфальными арками. В этот период появилась книга «Аль-Гадир», которая вместо обычного воспроизведения сообщений шиитской традиции обосновала доктрину имамата сообщениями из суннитских источников, тем самым способствуя сближению шиитов и суннитов. Чтение отрывков из этой книги стало частью публичных церемоний на Гадир Хум в современном Иране.

Арбаин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.

Исламосфера

Комментарии