Как исламское искусство повлияло на один из самых известных ювелирных домов

На протяжении 175 лет Cartier остается синонимом культового французского гламура. Часть фирменного стиля этого прославленного ювелирного дома была вдохновлена исламским искусством, пишет Сара Кута.


Любовь Cartier к исламскому искусству началась на рубеже XX века, когда художники, побывавшие на Ближнем Востоке, начали демонстрировать на европейских выставках свои работы, а торговцы привозили восточный антиквариат. Луи Картье, чей дед Жак Картье основал ювелирный дом в 1847 году, посетил эти выставки и был очарован узорами, формами, цветами и структурой исламского искусства. Его брат Жак, в свою очередь, отправился в Индию в 1911 году на коронацию короля Георга V, но эта поездка стала знаковой с точки зрения ювелирного дела. Тогда он познакомился с махараджами, которые впоследствии заказывали ему изделия, ставшие шедеврами дома Cartier. Кроме того, поездка открыла Картье глаза на традиционные индийские методы резьбы по камню. Таким образом, братья Картье – Луи, Жак и Пьер – начали черпать вдохновение из Индии, Ирана, Северной Африки, Аравийского полуострова и других стран, чтобы разработать фирменный стиль бренда, который эволюционировал от неоклассицизма к модерну и ар-деко.

Female tumbler

Женщина-акробат, Иран (нач. XIX века). Источник: Коллекция Хосейна Афшара Музей изящных искусств (Хьюстон). Фотограф Уилл Мичелс

Расширяя семейный бизнес, они включали формы и техники исламского искусства в свои браслеты, часы, броши, ожерелья, кольца и другие изделия. Например, их красочная линия Tutti Frutti 1920-30-х годов включала рубины, изумруды и сапфиры в форме цветов, ягод и листьев, которые можно встретить в традиционных индийских украшениях Великих Моголов. А самым известным ювелирным изделием Картье стала оправа для синего бриллианта, известного как алмаз Хоупа, который был добыт в конце XVII века на территории султаната Голконда.

The Hope Diamond | Smithsonian Institution

Алмаз Хоупа / Источник: Smithsonian Institution

«Открытие исламского искусства было свежим веянием. Это было волшебство новых форм, которые были очень декоративными и сильно отличались от того, что было ранее», – говорит Пьер Райнеро, директор по имиджу, наследию и стилю Cartier.

Ewer

Кувшин (конец 10 – начало 11 века). Горный хрусталь, с позолотой / Источник: Художественный музей Далласа

Хотя ультра-роскошные украшения, которые мало кто может себе позволить, вряд ли изменят мир или ослабят геополитическую напряженность между Востоком и Западом, как говорит эксперт по исламскому искусству Сабиха аль-Хамир, они могут помочь преодолеть разрыв между разными культурами.

Cartier cigarette case

Портсигар (1930 год). Золото, лазурит, бирюза, бриллиант. Коллекция Картье / Источник: Cartier

Исламское искусство, в частности, и украшения, вдохновленные им, «призывают вас подойти поближе и посмотреть, признать, что это искусство отличается, и попытаться понять. Хотя украшение и маленькое, ему может быть есть, что сказать. Возможно, это шепот. Возможно, вам нужно подойти ближе», – говорит Сабиха аль-Хамир.

Источник: Cartier

16 ноября в Лувре Абу-Даби Cartier представил выставку под названием «Cartier, исламское вдохновение и современный дизайн», подробно рассказывающую о влиянии исламского искусства на ювелирный дом. На ней можно увидеть более 400 работ, в том числе ювелирные изделия, драгоценности, рисунки, текстиль и фотографии. Выставка продлится до 24 марта 2024 года.

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Источник: Khushnum Bhandari / The National

Исламосфера

Комментарии