Как комментарии способствовали сохранению шедевров исламской литературы

В исламской культуре шархи и хашии способствовали распространению текстов в другие регионы и обеспечивали их передачу следующим поколениям, пишет Али Тюфекчи.


В исламской цивилизации тексты сохранялись для будущих поколений через традиции шарха (комментария) и хашии (сноски, подстрочники). Тексты были простыми книгами, обучающими науке, и первые книги студенты читали и запоминали. Оригинальные тексты многих сочинений обеспечивали общее понимание темы и не содержали различных мнений по этому вопросу. Шарх служил комментарием для больших и сложных текстов, обеспечивая дальнейшее объяснение неоднозначных утверждений. Хашия, т.е. сноски, приводились ниже шарха и помогали еще больше прояснить некоторые темы.

10 обязательных к прочтению произведений исламской классики.

Если эти пояснения считались недостаточными или обнаруживалась новая информация, то на те же тексты писались новые шархи и хашии. Таким образом, книги стимулировали написание новых книг, увеличивая количество рабочих мест. Вот почему многие исламские произведения, написанные три-четыре столетия назад, сохранились до наших дней, даже если первоначальный текст был утерян. И эти работы все еще ждут своего открытия.

An Ottoman-era miniature depicts Mevlana Jalaluddin Rumi on horseback and Persian poet Shams-e Tabrizi in front of him.

Османская миниатюра, изображающая Джалалуддина Руми верхом на коне и его учителя Шамса Тебризи, стоящего перед ним / Источник: Daily Sabah

На конференции, организованной Калифорнийским университетом в 2012 году под названием “Хашия и исламская интеллектуальная история”, обсуждалась традиция шарха и хашии. На конференции было заявлено, что количество произведений, созданных в рамках исламской цивилизации и дошедших до нас, составляет около 10 миллионов. Исследователи заявили, что только 10% из них были изучены.

“Калила ва Димна” – мусульманский бестселлер с полуторатысячелетней историей.

Среди этих тысяч книг некоторые вышли за рамки пространства и времени. Интересно, что многие из них тесно связаны с суфизмом.

An illustration of Abu Hamid Mohammed Al-Ghazali. (Shutterstock photo)

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали / Источник: Shutterstock

“Эликсир счастья”

Суфийские произведения в основном распространялись через религиозные братства, с которыми были связаны их авторы. Одним из наиболее важных мероприятий в местах собраний этих религиозных братств были суфийские беседы. Кроме того, дервиши на собраниях всегда читали и изучали определенные книги. На самом деле, выдающиеся суфийские труды – это те, которые питают людей не только духовно, но и материально.

Примером таких работ могут служить книги персидского философа Абу Хамида Мухаммада аль-Газали, родившегося в 1058 году близи города Туса в Иране. Труды аль-Газали были настолько распространены и популярны, что в научных кругах его стали называть “Худжат аль-ислам”, что означает довод Ислама.

Многие из его книг не сохранились до наших дней из-за монгольского вторжения в Западную Азию. Исследователи пытались составить список работ аль-Газали. Французский востоковед Морис Буйге выделил 404 работы ученого.

Средневековый автор Закария аль-Казвини – первый в мире писатель-фантаст.

Одна из книг Аль-Газали, которую непрерывно читают уже тысячу лет, – “Ихйа улум ад-Дин” (Воскрешение наук о вере). Этот четырехтомник является одним из самых любимых произведений мусульман всего мира.

Аль-Газали подготовил адаптированную версию “Воскрешения наук о вере” на персидском языке, чтобы представить ее большему числу людей. “Кимийя-йе са’дат” (Эликсир счастья) также была переведен на многие иностранные языки. Книга состояла из одного тома и получила широкое распространение.

Эти произведения аль-Газали имелись в библиотеках всех мусульманских стран и регионов, включая Африку, Индию, Кавказ и арабские страны.

The cover of a 1308 Persian copy of

Обложка персидского экземпляра “Эликсира счастья” 1308 года из библиотеки Франсуа-Миттерана в Париже (Франция) / Источник: Daily Sabah

“Самая благодатная книга”

Другая знаменитая книга принадлежит суфийскому философу Мевлане Джалалуддину Руми (1207-1273). Его шеститомник “Маснави” получил свое название от своеобразного стихотворения, написанного рифмованными куплетами. Это произведение, в отличие от книг аль-Газали, было написано в поэтической форме и является одной из важнейших работ исламского мира.

Украденная рукопись “Дивана” Хафиза найдена арт-детективом и продана на аукционе Сотбис.

Хотя книга была написана на фарси, она стала настолько известной в Анатолии, что ее читали по вечерам в Рамадан и по особым случаям. Она была переведена на турецкий язык разными переводчиками, и большинство этих переводов имеют стихотворную форму. Под сенью этого произведения формировалась и классическая турецкая поэзия.

Суфийский шейх из Индии Шах Гулам Али Дехлави, хорошо знакомый с “Маснави”, сказал об этом произведении: “Самая благодатная книга после Корана и хадисов – это “Маснави” (Мевланы) Джалалуддина Руми”.

A 1479 Persian

Персидская рукопись “Маснави” из Шираза (Иран) / Источник: Daily Sabah

Шедевральные письма

В то время как книга суфия, жившего в Анатолии, привлекла интерес в Индии, книга индийского суфия стала известна в Анатолии. Это был “Мактубат” суфия XVI века Ахмада аль-Фаруки ас-Сирхинди, также известного как Имам Раббани.

Эта работа, состоящая из писем Имама Раббани, включает три тома.

Советы из “Кабус-наме”.

Впечатляющие письма, которые он посылал своим ученикам, были одновременно литературными и интеллектуальными шедеврами. Эти письма, написанные им на персидском языке, были собраны в книгу и быстро распространились в исламских интеллектуальных кругах. Одной из особенностей этих писем, которые читались на протяжении пяти веков после его смерти, является то, что они популяризировали эпистолярный жанр.

Ученые того времени называли Имама Раббани объединителем из-за его заслуг. Он считал, что материальное и духовное, исламский закон и суфизм, сердце и ум должны работать вместе, как два крыла птицы.

Maktubat-e-Imam Rabbani : Urdu 3 Vols - £25.60 : Madani Propagation, Online book shop

“Мактубат” имам Раббани / Источник: islam786books.com

Исламосфера

Комментарии