Как культура поможет бороться против джихадизма

Культурные мероприятия, художественные проекты, содействие межкультурному и межрелигиозному диалогу могут помочь предотвратить и уменьшить насильственный экстремизм, пишет Асим аль-Дифрауи.


Важная роль, которую культура и искусство могут сыграть в предотвращении и противодействии насильственному экстремизму, а также в смягчении его последствий, лишь недавно стала предметом обсуждения среди экспертов и практиков и постепенно превращается в область исследований социальных наук.

 Можно заявить о тесной взаимосвязи между процветанием сферы культуры и снижением уровня экстремизма. Искусство, культура и культурные обмены вносят значительный вклад в создание индивидуального или коллективного социального капитала путем создания и укрепления социальных связей. Этот капитал, согласно подходу ряда социологов и экспертов по борьбе с терроризмом, является одним из наиболее важных факторов для индивидуальной и коллективной устойчивости.

 Утверждение культурной идентичности, определяемой здесь как динамичная и открытая идентичность, а также богатое и разнообразное культурное наследие создают устойчивость к экстремистским идеологиям и нарративу, которые продвигают ошибочные и ложные концепции, например, крайнего исламизма или крайнего национализма.

Исламские проповедники в Африке: от нигерийского Шекау до малийского имама Дико.

aqisil

Источник: warontherocks.com

 Действительно, джихадисты, даже в большей степени, чем другие экстремистские группы, создали то, что можно считать грандиозным нарративом, закрытым мировоззрением. Для этого они присвоили исламскую историю, ключевые символы и концепции, такие как сам джихад, чтобы представить себя как единственную «истинную общину верующих» и продвигать миф о спасении. Миф, который по своей сути пропагандируют идею «мученичества», устроив нападение смертников, – макиавеллиевское оружие для асимметричной войны. Крайне важно противостоять образам джихада, поскольку экстремисты не только присвоили исламскую визуальную символику, но и наводнили Интернет своими фильмами, вдохновленными худшими произведениями западного мира.

 Изобразительное искусство и литература могут противостоять нарративу о джихаде, например, путем пропаганды многочисленных достижений арабо-исламской науки, архитектуры, поэзии, литературы и музыки. Это позволит показать, что в период своего расцвета арабо-исламская культура была очень открытой, терпимой и во многом испытывала влияние христианских, еврейских и зороастрийско-персидских традиций. Эти факты неизвестны большинству молодых арабов.

 Культура может стать источником гордости и противостоять экстремистскому нарративу. Как отметили в интервью несколько молодых египтян и тунисцев в возрасте от 18 до 25 лет, в их возрастной группе существует неприятие настоящего и стремление к мифическому времени в исламской истории, которое проецирует идеология джихада. Достижения арабо-исламской культуры являются важным инструментом для опровержения исторических и культурных искажений, вводимых экстремистами.

Исламофобы и будущее демократий на Западе.

Ganzeer - Lambiek Comiclopedia

Мурал египетского уличного художника Ганзира / Источник: lambiek.net

 Современные культурные проекты могут создавать свободное и критическое мышление и нарратив, который способен противостоять коллективному некритическому духу экстремистских идеологий, особенно если они творчески распространяются через СМИ. Молодежная культура тоже может вызывать гордость, но также является очень эффективным средством выражения разочарования и недовольства, позволяющим охватить широкую аудиторию.

 Напомним, что рэперы и художники стрит-арта сыграли решающую роль в начале процессов трансформации в арабском мире, особенно в Тунисе и Египте. Они и сейчас сохраняют свое значение, что подтверждает творчество многочисленных арабских рэперов, поднимающих социальные темы.

 Другие примеры современной культуры на Ближнем Востоке, такие как музыкальные конкурсы, показывают, что арабские артисты могут создавать позитивные образцы для подражания и привлекать огромное количество последователей и поклонников, и, таким образом, помогают сделать экстремизм менее привлекательным. 

 Очевидно, что кинематограф также может сыграть большую роль в противодействии поляризации и предотвращении насильственного экстремизма. Фильмы египетского режиссера Амра Саламы, снятые в сложных условиях цензуры, являются примером такого рода. В комедии «Извините за мой французский» он противостоит религиозным стереотипам и экстремизму, рассказывая о мальчике-христианине в исключительно мусульманской школе.

В Афганистане традиционалисты и модернисты спорят о будущем страны.

 Хотя европейский опыт чаще всего не может быть непосредственно применен в других странах, он является полезным примером того, чего можно достичь. В более общем плане существуют огромные возможности в плане арт-терапии, например, для детей, которые были травмированы конфликтом в Сирии. Базирующаяся в Ливане неправительственная организация Action4Hope тесно сотрудничает с перемещенными лицами, бежавшими от войн и политических потрясений, предоставляя им средства для свободы выражения мнений, исцеления, арт-терапии, творчества и общения.

 Художественный руководитель неправительственной организации Clown Me In из Ливана, Сабина Шукар, говорит, что исаусство клоунады, например, представляет собой мощный инструмент для того, чтобы вывести молодежь из прочного круга экстремистской идеологии. «Я работала с безработной молодежью на севере Ливана, который является очагом межконфессионального насилия. Большинство из них были либо участниками гражданской войны, либо потенциальными новобранцами групп боевиков. Мы превратили кафе, где они обычно зависали, в культурный центр и организовали выступления клоунов и театральные представления», – рассказывает она.

В противодействии экстремизму решающую роль могли бы сыграть СМИ. Всеобъемлющая и креативная медиа-стратегия, охватывающая большую аудиторию, способна уменьшить поляризацию, которая сама по себе является решающим фактором, подталкивающим к ненасильственному и насильственному экстремизму. 

СМИ, которые, освещая ближневосточные темы, сегодня в основном фокусируются на терроризме, разрушениях и кризисе с беженцами, формируют у европейцев страх и подталкивают значительную их часть к популизму, исламофобии, а иногда и насильственному экстремизму. Между тем распространение достижений искусства и культуры, созданных в южном Средиземноморье, сблизило бы европейскую и арабскую аудиторию и их динамичные гражданские общества. Это помогло бы противостоять процессам «отчуждения» и стигматизации, которые внушают страх и приводят к поляризации, и убедительно продемонстрировало бы, что у нас больше общего, чем того, что нас разделяет.

“Любовный джихад”: черная пропаганда сторонников нацизма в Индии.

Исламосфера


(Статья приводится в сокращении)

Асим аль-Дифрауи – политолог, экономист, режиссер документальных фильмов и продюсер египетско-немецкого происхождения. Он специализируется в основном на темах, связанных с арабским миром, и широко известен как ведущий эксперт по арабским СМИ в целом и интернет-пропаганде джихадизма в частности

Комментарии