Как маджлисы учат, воспитывают и сохраняют культурное наследие
Маджлис символизирует многовековую традицию гостеприимства в арабском мире, пишет Шахана Махди.
Маджлис – это арабский термин, который можно примерно перевести как «место сидения». Он обозначает пространства в доме или на улице для общественных собраний, сами собрания, а в наши дни еще и национальные законодательно-представительные органы (парламент).
Маджлис – от собраний Посланника Аллаха до парламента.
Маджлис как помещение для собраний играл жизненно важную роль среди различных бедуинских племен по всему Персидскому заливу. Это место, где семья, друзья и члены сообщества обмениваются мыслями, обсуждают разные темы и делятся новостями и информацией, здесь кипит общественная жизнь, и находят решение разные проблемы на социальном или индивидуальном уровне. Это социокультурное пространство, где молодежь учится у старших этике, ценностям и манерам своих сообществ и племен. В арабском языке существует пословица «Аль-маджлис – аль-мадарис», т.е. «Маджлис – это школы». Таким образом, он описывается как пространство для передачи знаний от одного поколения другому поколению. Также в арабском мире распространены маджлисы торговцев и маджлисы правосудия.
В разных странах эти помещения и сами собрания называются по-разному: дивания в Кувейте, маджлис в Саудовской Аравии, барза в ОАЭ, ас-сабла в Омане и аль-майлз в Катаре.
В разных регионах помещения маджлиса имеют свой вид. В прибрежных районах это могут быть дома из саманного кирпича или пальмовых листьев. Иногда роль маджлиса может играть и лодка. Бедуины организуют собрания в своих палатках или на открытом воздухе, вокруг костров. В горах собрания обычно устраивают вокруг водного источника, а гости развлекаются поэзией, историями и народными сказками.
Надим – собеседник мусульманских монархов.
Комната маджлиса обычно является самой большой в арабских домах. Это пространство, где хозяин принимает гостей и оказываете им уважение и гостеприимство. Его интерьер обычно простой, элегантный и отражает местную культуру. С коврами на полах, дошаками (матрасами), традиционными подушками с яркими плетеными узорами под названием текай, которые расставляются вдоль стен, маджлис является теплым и уютным местом для непринужденных бесед.
Если мужской маджлис может представлять собой отдельное помещение со своим входом, то женский, как правило, располагается в самом доме. В маджлисе соблюдаются определенные правила этикета:
– одеваться скромно,
– при входе в маджлис следует снять обувь,
– обмениваться приветствиями с собравшимися,
– обычно по прибытии гостям предлагается освежающий напиток,
– еду едят руками.
Махйа: собрания поминания Посланника Аллаха (мир ему).
Гости рассаживаются в соответствии с определенными правилами: пожилые члены сидят в центре, а молодые – по краям.
На маджлисе принято жечь благовония в курильницах под названием мабхара, а слуги передают гостям благовония или бахур, чтобы распространить приятные ароматы.
Для приготовления кофе используется специальный очаг, именуемый «кавар». В Саудовской Аравии его принято ставить в середине маджлиса. Разносит кофе собравшимся, как правило, молодежь. Кроме этого, гостям подают чай, кальян, фрукты и сладости, которые раскладываются на циновках из пальмовых листьев или на центральном столе как символы щедрости хозяина.
С маджлисами связаны разные виды народной культуры. Эти собрания сыграли важную роль в сохранении устного наследия, включая сказительство и поэзию, такую как набати и тагруди. Набати часто называют бедуинской или народной поэзией, она очень популярна среди арабов, так как проста и непосредственна, а тагруди – это стихи, исполняемые нараспев.
Три священных месяца в мусульманской поэзии.
В регионе Асир в Саудовской Аравии принято расписывать зал маджлиса цветными узорами из линий, квадратов, треугольников и т.д. Такая живопись называется «нагаш». Что интересно, занимаются ею, как правило, женщины. При этом используются краски природного происхождения, полученные из разных минералов, растений, специй.
В оформлении интерьеров маджлиса часто используются изделия, созданные в технике бедуинского ручного ткачества под названием «саду».
В Абу-Даби возрождают традиции настоящего арабского кофе.
Особым видом подобных собраний можно назвать маджлисы Мухаррама. Их принято проводить в шиитских сообществах, а посвящаются они скорби по трагедии в Кербеле. Их устраивают не только для мужчин, но и отдельно для женщин и детей.
В 2015 году маджлис был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, составленный в рамках программы ЮНЕСКО. ЮНЕСКО охарактеризовала маджлис как «открытый для всех людей» и играющий важную роль в передаче устного наследия.
В эпоху WhatsApp, Facebook, Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), X и т.д. мы вроде бы поддерживаем связь с самыми разными людьми, но фактически мы на каком-то этапе потеряли простое человеческое общение. Искусство беседы, когда молодые и пожилые собирались вместе, вместе угощались, смеялись, плакали и утешали друг друга, вели переговоры и разрешали споры, а также декламировали стихи, в какой-то момент было утрачено.
Сохранение истории и культуры стран арабского мира вместе с ЮНЕСКО.
Маджлис как средство социального взаимодействия – это прекрасное наследие, передаваемое из поколения в поколение, место воспитания молодежи, потому что поддерживание связей с другими людьми и беседа – два важнейших способа прожить свою жизнь плодотворно и счастливо. В конце концов, человек – это существо социальное.
Исламосфера