Как молдавский князь стал османским композитором

Дмитрий Кантемир родился в 1673 г. в семье молдавского господаря Константина Кантемира. Отец пригласил для детей греческих учителей и дал хорошее домашнее образование. Дмитрий также с ранней юности испытывал интерес к музыке.


В 1685 г. Константин Кантемир вступил на престол Молдавского княжества, которое в то время входило в состав Османской империи. Согласно обычаям того времени он должен был послать в Стамбул заложником одного из своих сыновей. Так в 1687 г. Дмитрий Кантемир прибыл в столицу Османской империи. Ему было 15 лет. Здесь он продолжил совершенствовать свое образование: изучал античную и православную культуру, посещая занятия при Константинопольской православной церкви, изучал турецкий, персидский и арабский языки на занятиях в школе Эндерун. Он не оставил свои музыкальные занятия, увлекшись турецкой музыкой. Теорию он изучал у Ахмеда Челеби Эдирнели, научился играть на танбуре, нее и сазе. Его признавали одним из лучших знатоков теории турецкой музыки. Уже в 19 лет он написал труд «Китаб-и ильм-и мусика аля ваджхи аль-хуруфат» («Книга музыкальной науки и фиксирования музыки с помощью букв»), который впоследствии получил широкую известность под названием «Эдвар-и мусики» («Книга науки музыки»). Первая часть книги затрагивала музыкальную теорию, а во второй приводились ноты 349 музыкальных композиций, среди которых были и созданные самим Кантемиром. Таким образом, записав в созданной им самим системе нот многие классические произведения, он сохранил их от забвения.

Али Уфки-бей – церковный органист из Львова, ставший османским дипломатом.

Музей Дмитрия Кантемира в Стамбуле / Источник: ortadogumono.com.tr

Находясь в Стамбуле, Кантемир создавал труды не только по музыке, но и по истории, политике, философии и религии. К этому периоду относится его философский трактат «Диванул сау гылчава ынцелептулуй ку лумя сау жюдецул суфлетулуй ку трупул» («Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом»). Его написанная в 1705 г. «Иероглифическая история» стала первым романом на молдавском языке.

Музыка в Османской империи: между Пифагором и суфийским неем.

В общей сложности Дмитрий Кантемир прожил в Стамбуле 22 года, в 1710 г. он вернулся на родину и был назначен молдавским князем. Османы рассчитывали, что воспитанный ими молодой князь будет проводить политику в их интересах. Но они просчитались – Дмитрий Кантемир выбрал в качестве союзника Петра I, в 1711 г. Молдавское княжество вступило в русское подданство. Сам Кантемир получил княжеское достоинство Российской империи, значительную пенсию и имения в Орловской области.

Картинки по запросу

Памятник Дмитрию Кантемиру в парке Царицыно в Москве / Источник: aroundcard.com

Вместе с этим, он продолжил свои научные изыскания, стал автором множества трудов, в том числе и по истории Востока. В 1714-1716 г. Кантемир, преследуя цель развеять существовавшие на Западе мифы, подготовил труд на латинском языке «История возвышения и упадка Оттоманской империи». Научная деятельность Кантемира была высоко оценена современниками. Он был одним из кандидатов на пост Президента Петербургской Академии наук, был избран членом Берлинской академии наук. Умер в 1723 г.

Женщины-музыканты Османской империи.

Музыкальное наследие Дмитрия Кантемира сохраняется в Турции и в наши дни. Его произведения исполняются на концертах турецкой классической музыки до сих пор. Вместе с этим, отношение к его личности неоднозначное. С одной стороны, высоко оценивается его вклад в турецкую музыкальную культуру, с другой стороны, его политические действия воспринимаются как предательство.

В 2007 г. в Стамбуле в районе Фатих был открыт музей Дмитрия Кантемира в отреставрированном доме, в котором он когда-то жил.

Исламосфера

Комментарии