Как монголы приняли ислам
Средневековые монгольские завоеватели известны в истории как не знавшие жалости воины-кочевники, которые опустошили мусульманские земли, сравняли с землей целые города и не оставили после себя ничего, кроме смерти и разрушения. Возможно, это делает обращение монгольских правителей в ислам в более поздние периоды несколько удивительным, пишет Хафса Адиль Чугтай.
После опустошительного монгольского завоевания из пепла халифата возникла новая мусульманская империя. Процесс начался с ханов Золотой Орды и продолжился принятием ислама монгольскими правителями Персии и ильханами.
Берке (1209-1266), внук Чингисхана и сын Джучи, считается первым принявшим ислам монгольским ханом. Имеется очень мало источников о его обращении, хотя считается, что его придворные и приближенные приняли ислам вместе с ним и открыто демонстрировали свою приверженность этой религии при дворе.
После поражения монголов при Айн-Джалуте Берке заключил союз сначала с мамлюкским султаном Кутузом, а затем с султаном Бейбарсом. Противостояние между ним и Хулагу привело к дроблению империи монголов. Некоторые историки полагают, что вмешательство Берке, втянувшего Хулагу в междоусобицу, помешало последнему подвергнуть священные земли ислама, Мекку, Медину и Иерусалим той же участи, что постигла Багдад.
Кутлу-хатун – монгольская принцесса-воительница, совершившая хадж.
Преемники Берке, Туда-Менгу (1282-1287) и Узбек (1312-1341), обеспечили связь между исламом и Золотой Ордой. При Узбек-хане эта религия стала официальной. Французская исследовательница Мари Фаверо пишет: «Эти преобразования были не просто политическим оппортунизмом, но выражали новую социальную идентичность и источник коллективной солидарности, выходящие за рамки идеологии Чингизидов».
В течение последующих десятилетий три из четырех ханств в тот или иной момент приняли ислам. Прямой потомок Хулагу, Газан-хан (правил в 1295-1304 гг.), ильхан государства Хулагидов, провозгласил ислам официальной религией, заставив последовать своему примеру знать. Контакты с монгольскими правителями в Китае к этому времени были потеряны. Хотя Газан-хан постоянно конфликтовал с другими мусульманскими династиями, он покровительствовал исламским ученым.
Чагатайское ханство было третьим, принявшим ислам, хотя этот процесс происходил не без трудностей. Когда Тармаширин-хан (правил с 1331 по 1334 годы) стал мусульманином, монгольская знать, которая продолжала исповедовать буддизм и тенгрианство, не одобрила это. Хана убили, обвинив в отказе от монгольского кодекса поведения. Только при Тоглук-Тимуре (правил в 1347-1360 гг.) после обращения самого хана (и, как утверждается, около 120 000 его подданных) ислам стал господствующей религией в ханстве.
Хан Берке – первый монгольский правитель, который принял ислам.
В отличие от трех западных ханств, четвертое монгольское государство, Империя Юань (территория современного Китая) не приняло ислам, оставаясь преимущественно буддийским.
Хотя некоторые сомневаются в искренности монгольских ханов и знати, принявших ислам, делая акцент на экономических и политических выгодах, Питер Джексон напоминает: «Бесполезно описывать обращения такого рода как «частичное» или «неискреннее», поскольку наша точка зрения не позволяет судить об искренности монгольских правителей, принявших ислам. Слишком часто такие суждения основываются на взглядах на обращение, вращающихся вокруг глубоких внутренних изменений и исходящих из западного христианского ожидания и опыта…»
Как бы то ни было, после падения Багдада мало кто мог предсказать, что менее чем через сто лет все монгольские правители в западной части империи примут ислам, позволив этой религии распространиться еще дальше на восток и навсегда изменить облик региона.
Джаляледдин Менгубирди и его борьба с монгольским нашествием.
Исламосфера