Как муралы в Италии рассказывают историю палестинского сопротивления
С годами расцвела особая связь между итальянским городом Неаполем и палестинскими городами, а солидарность в Неаполе проявляется в искусстве сопротивления, культурных организациях и защите прав палестинцев.
В переулке исторического центра Неаполя нарисована фреска, изображающая двух солдат в военной форме и касках, поднимающихся по лестнице, ведущей к окну пожилой дамы. Женщина отгоняет их ведром воды. Вместо привычного для Неаполя вида одежды, сушащейся за окнами, на веревке висит палестинский флаг. Это работа фотографа Эдуардо Кастальдо, который в свободное время использует уличное искусство в этом южном итальянском городе для повышения осведомленности мирового сообщества о событиях в Палестине. Вдохновением для этого произведения искусства послужила фотография, которую он сделал на Западном берегу.
В другом переулке мурал изображает палестинцев, с которыми Кастальдо столкнулся на израильском контрольно-пропускном пункте. Их лица заперты за тюремной решеткой.
Работа Кастальдо в Неаполе привлекла внимание всего мира благодаря социальным сетям. Он изображает стойкость людей, с которыми он столкнулся, затрагивая дело Палестины, египетскую революцию и войну на Украине.
Будучи родом из пригорода Неаполя, в 18 лет он переехал в его исторический центр, и его страсть к Палестине укоренилась во время учебы в городском Восточном университете – старейшей школе востоковедения в Европе. Там он сдружился с членами местной палестинской общины, приехавшими в 1970-е годы в качестве студентов. Они сыграли значительную роль в повышении внимания к своей родине в академических кругах, способствуя укреплению связей между Неаполем и Палестиной. «Хотя тогда я не знал многих палестинцев, их влияние было ощутимо и произвело на меня сильное впечатление», – рассказывает Кастальдо.
Чилийский палестинский футбольный клуб поддерживает борьбу палестинцев.
Примерно в то же время он открыл для себя фотографию. В 2007 году Кастальдо принял судьбоносное решение переехать в палестинский город Рамаллах на Западном берегу. Позже он также посещал Каир, чтобы освещать революционные и постреволюционные события, что принесло ему широкое признание, включая премию World Press Photo в 2012 году.
В 2009 году он также стал свидетелем операции «Литой свинец» – трехнедельного израильского военного наступления на Газу, в результате которого была разрушена инфраструктура, и погибло около 1400 палестинцев.
«С одной стороны, я чувствовал себя польщенным, зарабатывал деньги и имел возможность работать, но в то же время я часто задавался вопросом, имею ли я право документировать страдания людей с помощью своих фотографий», – говорит Кастальдо. «Например, я сфотографировал женщину в Газе среди руин ее дома вместе с мужем и детьми после взрывов. Или в Египте люди позволяли себя фотографировать, они хотели кричать о своих страданиях и доверяли мне их голос. Я не был уверен, стоит ли использовать эти фотографии в газетах». Кастальдо опасался, что медиаиндустрия могла интерпретировать его фотографии по своему усмотрению.
Важный поворотный момент в жизни Кастальдо наступил в 2015 году, когда коллега Лучано Феррара пригласил его выставить свои работы в самом сердце Неаполя. «Пространство было уникальным, наполненным предметами старины и личными вещами, в отличие от традиционных галерей», – рассказывает Кастальдо.
Демонстрация фотографий, которые он накопил за восемь лет, принесла освобождение и показала Кастальдо, что он может использовать свою работу для повышения осведомленности о важных для него вопросах.
Афропалестинцы и их сопротивление израильской оккупации.
В 2021 году он решил обнародовать фотографии, сделанные им на израильской военной базе в 2009 году во время празднования семей солдат. «Десятки гордых израильских родителей с радостью показывали своим детям, как заряжать гранатометы и пулеметы. Улыбающиеся солдаты устраивали игры и соревнования, в которых девятилетние дети должны были быстро установить винтовки и стрелять в воображаемых арабов. Количество насилия, свидетелем которого я стал, было невыносимым. Я бродил весь день, фотографируя с улыбкой на лице и смертью в сердце».
Кастальдо поделился своими работами из Палестины только через 12 лет после того, как сделал фотографии, движимый осознанием того, что эти дети 2009 года «выросли в солдат, ответственных за смерть палестинцев». Чтобы защитить их личность, он заменил детские лица и плоть цветочной тканью, символически ограждая их от того, кем они стали.
Публикация его работ позволила ему увидеть мощный потенциал своих изображений и то, как их обнародование может стать инструментом для повышения осведомленности о бедственном положении палестинцев.
Работа Кастальдо вышла за пределы Неаполя и вызвала дискуссии в других странах Европы. Во время визита в Германию он преобразовал в цифровом виде рекламу губной помады Armani, надев на модель черно-белую куфию. Клетчатый шарф, ставший символом палестинского сопротивления, также сопровождался словами «Джорджио Армани за Палестину».
Работы Кастальдо – не единственный пример искусства, поддерживающего дело палестинцев в Италии. Известный неаполитанско-голландский художник Йорит также украсил Неаполь пропалестинскими муралами. Герои Йорита, отмеченные красными полосами на лицах, напоминающими технику скарификации, используемую в африканских ритуалах инициации, символизируют социальное сопротивление.
MC Abdul – 13-летний рэпер из Палестины.
Так, на окраине Неаполя пятиэтажное здание украшает лицо мальчика в куфии, выглядывающего в замочную скважину. Изображение символизирует палестинский ключ возвращения – воплощение тоски по родине. Кроме того, на острове Искья, недалеко от Неаполя, на одной из стен местной школы нанесено уникальное изображение покровительницы острова. Что делает его особенным, так это то, что она изображена в виде черной фигуры в куфии, с отражающимися в ее глазах флагами Южной Африки и Палестины.
Удивительным фактом является то, что поддержка палестинского дела в Неаполе выходит за рамки уличного искусства, поскольку академические учреждения, культурные организации и группы солидарности также активно выступают за права палестинцев.
«Ни одна неаполитанская администрация никогда не закрывала свои двери перед палестинской общиной», – рассказывает Омар Сулейман, палестинский житель Неаполя. По словам Сулеймана, сегодня в городе проживает около 70-80 палестинцев. В 1991 году Сулейман открыл Caffe’Arabo недалеко от того места, где находятся фрески Кастальдо. Это заведение стало оживленным центром палестинской и арабской культуры и уже более 30 лет кипит встречами авторов, презентациями книг и театральными представлениями.
В 1996 году Сулейман также открыл ресторан Ristorante Amir, где подают блюда палестинской кухни, в том числе мальфуф, маклуба и мусахан. Совсем недавно он также стал одним из организаторов первого палестинского фестиваля в Неаполе под названием «Масарат аль-Фонун» – «Художественные путешествия». Несмотря на то, что он провел 40 лет в Неаполе и стал гражданином Италии, Сулейман продолжает продвигать палестинское дело: «Если у вас есть чувство справедливости, вы не можете одновременно быть палестинцем и не быть привязанным к своей родине».
Нельсон Мандела: “Наша свобода будет неполной без свободы палестинцев”.
Исламосфера