Как появились караван-сараи?

В исламском мире караван-сараями называли сооружения, построенные вдоль важных маршрутов. В них могли бесплатно останавливаться торговые и паломнические караваны с животными.


Термин караван-сарай образован от персидских слов караван «сообщества купцов, которые путешествовали вместе, чтобы защитить себя от грабителей и бандитов» и сарай «дворец». Эти уникальные для Востока сооружения имеют очень древнюю историю. Знаменитый историк Геродот упоминает о существовании множества «прекрасных мест для отдыха и укрытия» каждые 30-40 километров на Царской дороге, которая начинается от Суз, проходит через Сарды и простирается до Эфеса. Геродот объясняет, что некоторые из этих построек были окружены высокими стенами от нападений воров или бандитов, охранялись солдатами, а также были местом остановки регулярной почтовой службы. Он добавляет, что подобные места, построенные царем Киром, имелись и на основных дорогах Сирии.

Какие уроки дают нам караван-сараи?

В странах Востока, находящихся под римским владычеством, существовали сооружения, именуемые mansiyones veredariorum. Расположенные на расстоянии 75 километров друг от друга, они изначально предназначались для безопасного передвижения римских чиновников и содержали помещения для путешественников и конюшни. Позже они стали предоставлять убежище другим путешественникам за деньги.

В византийский период в восточных регионах Европы на расстоянии примерно 50 км друг от друга строились похожие сооружения, некоторые из которых сохранились до Средневековья и получили дальнейшее развитие. Они назывались xenodocheiyon. Первоначально это были пристанища, построенные для проживания странствующих монахов, число которых увеличилось с принятием христианства в 313 году. Но в них мог найти приют войти любой нуждающийся в помощи.

Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи.

Марко Поло, живший в XIII веке, дает подробные сведения о гостевых домах под названием araylajamb на дорогах в различные провинциях Византийской империи. Караван-сараи были характерны не только для Средиземноморья или востока Европы. В монгольских странах были похожие сооружения, вдохновленные Китаем.

File:Qasr al-Hayr al-Sharqi, Walls and towers, Syria.jpg

Каср аль-Хайр аш-Шарки (Сирия) / Источник: Wikipedia

Как считает Олег Грабарь, старейшим караван-сараем мусульманского мира является Каср аль-Хайр аш-Шарки, датируемый VIIVIII веками. Но Курт Эрдман называет таковым Каср аль-Хайр аль-Гарби, построенный в период Сасанидов в Иране и датируемый VIII веком.

Рибат – крепость, суфийская обитель, караван-сарай.

В исламский период выдающиеся образцы караван-сараев были возведены в Иране, Сирии и Малой Азии, особенно между VII и XIII веками. Первоначально эти сооружения назывались рибатами. Они представляли собой укрепленные замки, которые строились в стратегически важных точках приграничных регионов и имели военное назначение. После того, как исламские завоевания на Ближнем Востоке завершились, функция рибатов изменилась. Особенно после X в. в Сирии, Египте и Палестине они стали использоваться как обители дервишей, а также пристанища для путешественников и паломников. Их начали называть ханаками, завиями и ханами. Обширные торговые связи привели к тому, что на важных маршрутах, таких как Шелковый путь, стали строить пристанища для путников в форме рибата. Рибатами также называли караван-сараи, возведенные на торговых путях в государствах Караханидов, Газневидов и Великих Сельджуков.

Реконструкция фасада замка

Каср аль-Хайр аль-Гарби. Реконструкция фасада замка / Источник: Wikipedia

Исламосфера


Источник:

Nursel Gülenaz «Batılılaşma Dönemi İstanbul’da Hanlar ve Pasajlar»

Комментарии