Как проходили айин-и шериф в текке?

Айин-и шериф (ритуальные собрания суфиев) обычно проходили в текке один раз в неделю в специальном помещении, которое называлось сема-хане, таухид-хане или мейдан. Также они проводились в дни религиозных праздников, пишет Кадир Озкёсе.


Тасуввуф – это путь культуры (адаб) и правил. Наряду с искренними намерениями необходимо следовать правильным методам духовного развития. Поэтому на айин-и шериф соблюдался строгий распорядок. Здесь не было случайных деталей, все имело свой смысл.

10 форм музыки текке с примерами.

Айин начинался после коллективного совершения того намаза, время которого наступило. Собрания одних тарикатов сопровождала музыка, другие обходились без нее. Дервиши рассаживались в форме полумесяца или разорванного круга.

Начинался айин с того, что на свое место усаживался шейх. Место, где он сидел, имело свой смысл на мейдане. Часто оно было красного цвета – это цвет был символом таджалли (проявления Аллаха). В тарикате джаррахия синего цвета – цвета света «слов единобожия» (калима-и таухид), в тарикате садия – белого. Рядом с местом шейха располагалось место распорядителя собрания, который встречал приходящих, открывал собрание и т.п. Оно было обычно черного цвета. Места, на которых сидели остальные участники собрания, имели белый цвет. Но рассаживались они не случайным образом, а в соответствии со строгим порядком в зависимости от своей степени. Для пришедших на айин гостей выделялось специальное место в углу помещения. Свое место было и у женщин.

Музыкотерапия в исламской медицине.

Открывалось собрание с прочтения шейхом суры «аль-Фатиха» и дуа (молитвы). Распорядитель зажигал благовония, как правило, на основе алойного дерева. После этого дервиши хором произносили салават – восхваления Пророка (САВ), а потом читали суру «аль-Фатиха» про себя. В тарикатах кадирия, рифаия, садия, байрамия и джаррахия нараспев читали особые поминания, которые назывались аурад-и шериф. Для совершения этих поминаний нужно было иметь разрешение от шейха, их нельзя было произносить любому человеку.

Далее переходили к основной части – произнесению зикра «Ля иляха илляллах» («Нет божества кроме Аллаха»), что имело свою форму у каждого тариката. В одних случаях это делалось в музыкальном сопровождении таких музыкальных макамов, как ушшак, саба, раст и т.п., в других сопровождалось движениями головы или тела, произнесением религиозных песнопений. Если айин был посвящен какой-то религиозной дате, то тогда выбирались песнопения соответствующей тематики. Так, в месяц Рамадан они могли быть посвящены посту, в Мухаррам – трагедии в Кербеле и т.д. Руководил зикром распорядитель, которого называли закирбаши. Он же исполнял музыку и песнопения.

У бесте Салахи Деде есть своя тайна.

После зикра «Ля иляха илляллах» читали так называемый ашр-и шериф – по 10 десять аятов из определенных сур, а потом приступали к зикру имен Аллаха, произнося их хором. В некоторых случаях перед тем, как приступить к этому зикру, один из присутствующих соло исполнял особое песнопение. Айин завершался зикром «исм-и Ху» – произнесением зикра «Ху», символизирующим имя Аллаха.

Исламосфера

Комментарии