Как раскол между суннитами и шиитами формировал исламский мир на протяжении истории
Новая книга Тоби Маттисена «Халиф и имам» исследует истоки раскола между суннитами и шиитами, выясняя, что общего у двух ветвей ислама, и как этот раскол сформировал исламский мир.
Как говорит Тоби Маттисен, автор книги «Халиф и имам: становление суннизма и шиизма» (Toby Matthiesen, The Caliph and the Imam: The Making of Sunnism and Shiism), вышедшей в Англии в 2023 году, он решил создать объемный труд по этой теме, так как она очень сложная, и когда у него, как у специалиста, просили разъяснить ее, он не мог дать краткий ответ. По этой же причине он разделил книгу на четыре части, каждая из которых охватывает определенный период.
Первая часть посвящена возникновению в исламе юридических школ (мазхабов) и двух основных течений – суннитского и шиитского. Тоби Маттисен заявляет, что в отношении них он принципиально использует понятие «конфессия» избегает слова «секта», которое часто применяют по отношению к этим течениям. Как он говорит, последний термин берет свое начало в социологии религии, которая находится под сильным влиянием христианства. И он не совсем точно отражает, что представляют собой течения в исламе.
В первой части книги также рассматривается ранний современный период с его великими исламскими империями – Османы, Сефевиды, Великие Моголы, Шейбаниды и некоторые другие. Эта эпоха становления имеет решающее значение, потому что эти империи, государства и движения стремились к легитимизации, ссылаясь на конфессиональные различия. Во второй и третьей части рассматривается эпоха после 1500 года, когда Сефевиды обратили в шиизм Иран. В этот период в Индии некоторые правители, местные князья тоже стремились подражать им. В то же время в Южной Азии и Афганистане также были правители, находившиеся под влиянием суннитов. Стоит отметить и османов, которые сначала продвигали более широкое понимание ислама, но затем решительно идентифицировали себя как сунниты в своем соперничестве с Сефевидами. Тоби Маттисен находит сходство этих процессов с происходящим в то время в Европе. Конфликты достигли апогея, в результате чего территории приобрели более сильную религиозную идентичность. Все это в конечном итоге привело к возникновению национальных государств, что и рассматривается в третьей части книги.
Священные места Сирии объединяют суннитов и шиитов.
Тоби Маттисен исследует и вопрос взаимодействия национализма и религии. Как он пишет, можно видеть, что, хотя османы были суннитами, они часто практически не контролировали религиозную жизнь широких слоев населения в сельской местности. Это объясняет, как, например, в этом регионе смогли сохраниться такие течения, как алевиты.
В этой связи автор затрагивает и вопрос «конфессиональной двусмысленности». Под этим он понимает отсутствие четкого разграничения между двумя ветвями ислама как в определенные периоды, так и в разных странах и движениях. Например, ученый говорит, что такие движения, как суфии, часто не хотели отождествлять себя ни с одним, ни с другим течением. С одной стороны, существовали суфийские движения, которые намеренно нарушали границы между суннитами и шиитами, установленные правоведами и теологами. А с другой, известны ордена, которые сыграли важную роль в конфессионализации ислама. Сефевиды, например, представляют собой суфийское братство, которое обратило Иран в шиизм. Суфии-накшбандийцы во многих регионах были решительно настроены против шиитов.
Автор отмечает, что обучаясь разным наукам, таким как арабский язык, математика, астрономия, ученые не акцентировались на том, к какому течению они принадлежат. Он говорит: «Суннитские, шиитские и исмаилитские ученые передавали знания и учились друг у друга, не обращая внимания на межконфессиональные границы». Все основные центры паломничества и науки были многоконфессиональными городами. Конфессиональные сообщества в тот период не были мирами, разделенными и отрезанными друг от друга.
Омер Спахич: Сунниты и шииты ближе друг к другу, чем кажутся.
В книге описывается и процесс, в ходе которого эта конфессиональная двусмысленность постепенно исчезла. Границы между двумя конфессиями укреплялись на протяжении веков. На этом пути было несколько важных поворотных моментов, одним из которых стало современное государство, которое с подозрением отнеслось к такой двусмысленности.
Во многих странах отношения между конфессиями претерпели радикальные изменения под влиянием колониальных держав и востоковедов, которые заявляли: «Нет, сунниты должны вести себя так, а шииты – так» (процессии Мухаррама в Индии, в которых участвовали как шииты, так и сунниты, например, не давали им покоя).
Также при переписях населения в Британской Индии на протяжении десятилетий люди должны были ставить галочку в графе, указывающей, к какой ветви ислама они принадлежат. Подобные процессы имели поляризационный эффект. Смешанные браки имели место, например, в Ираке, и в современный период, но межконфессиональное насилие последних лет значительно усложнило такие союзы.
Самый узкий переулок Багдада сдружил суннитов и шиитов.
Таким образом, во многих контекстах конфессиональная двусмысленность была утрачена и заменена гораздо более сильным конфессиональным представлением о себе и дифференциацией от других.
Оценивая отношения между суннитами и шиитами в наши дни, ученый отмечает, что они сыграли важную роль в последние десятилетия и, безусловно, усугубили несколько конфликтов, возникших во время Арабской весны. У режимов есть многолетний опыт контроля над населением и разделения протестных движений, а также знания о том, как использовать религиозные различия и играть на страхах соответствующих меньшинств. Мы ясно видели это в Сирии и Бахрейне.
Но в последнее время, по мнению Тоби Маттисена, напряженность ослабевает, например, в Ираке или в результате сближения Ирана и Саудовской Аравии. Это свидетельствует и о политизации вопроса в целом, потому что, когда определенные государства больше не нуждаются в конфессиональной эскалации, напряженность спадает. Как мы можем наблюдать, например, Саудовская Аравия полностью изменила свой смысл существования и больше не легитимирует себя в первую очередь через ваххабизм.
Джума-мечеть в Тбилиси объединила суннитов и шиитов.
Исламосфера
Источник:
Tugrul von Mende “Die Konfessionen waren nicht durch Mauern getrennt”