Как синий цвет повлиял на искусство во всем мире?

Синий цвет сыграл огромную роль в мировой культуре, повлияв и на международные торговые отношения. Редко встречающиеся в мире голубые пигменты были популярны у ремесленников и торговцев в течение многих столетий. Стремление добиться идеального синего цвета трансформировало художественные традиции прошлого: из рисунка и ювелирных изделий он перешел в турецкие изразцы, персидскую стеклянную посуду и керамику, в вазы китайской династии Мин.


Историю «синего цвета» можно проследить по древним торговым дорогам, например по Шелковому пути.

В числе многих известных нам экспонатов можно выделить сине-белое блюдо XVII века, на котором изображены водоплавающие птицы, расположенные среди растений и цветов. Этот стиль стал образцом для появившихся позже подобных произведений искусства – от голубых полотенец до фарфоровых дверных ручек. Хотя бело-синяя керамика часто ассоциируется с эпохой династии Мин в Китае, это блюдо на самом деле было сделано в Персии. Данный экспонат является блестящим примером развития торговли и взаимовлияния двух культур.

«Как и другие изразцы эпохи Сефевидов, многие художественные элементы этого блюда восходят к китайским образцам», – рассказывает Йука Кадой, куратор выставки в музее Лянг И в Гонконге.

Торговля кобальтом

В XIV веке китайцы начинают импортировать кобальт из Персии, чтобы использовать его для получения синего цвета. Однако китайская элита встретила эту новинку с настороженностью. Этот цвет поначалу считался «вульгарным». Акцент делался на глазури, изящных формах и синих узорах. Однако ввиду того, что синий цвет кобальта считался экзотичным и редким, он стал очень популярным. Вскоре первая фабрика фарфора Цзиндэчжэнь, известная как родина китайского «белого золота», стала изготовлять бело-голубую керамику для внутреннего рынка и на экспорт.

A blue and white dish produced in 17th century Persia depicts diving waterfowl amid plants and flowers. It is an example of

Бело-голубое блюдо, изготовленное в 17 веке в Персии, с изображением водоплавающей птицы среди растений и цветов / Источник: Liang Yi Museum

Среди тех, кто покупал такую керамику, были персы. По сути, сначала Персия экспортировала в Китай бело-голубую глину, а потом сама же стала закупать у китайцев изготовленную из нее керамику. Вскоре персы начали делать свою собственную керамику наподобие китайской, примером чего является вышеупомянутое блюдо. И уже в XVI веке начался ее экспорт в европейские страны.

«Персидские имитации китайской керамики являлись дешевой заменой фарфора, шедшего на европейский рынок», – говорит Кадой.

В бело-голубой керамике стали переплетаться традиции Западной, Восточной и Южной Азии, а также культурные особенности Европы.

Весь исламский мир восхищался и подражал китайской голубой керамике начиная с XIV века. Больше всего в этом преуспел османский двор. Появляется известная плитка «Изник», названная в честь региона на северо-западе современной Турции, где ее производили.

A contemporary interpretation of

Современная интерпретация стиля “изник”. Керамическая плитка, созданная турецким мастером Мехметом Гурсоем, который обратился к китайским мотивам журавля и цветка лотуса / Источник: University Museum and Art Gallery, The University of Hong Kong

Производство изникских изразцов, которые украшают многие мечети Турции, пришло в упадок в XVII веке. Однако, художник по керамике Мехмет Гюрсой помог возродить это искусство. Он преобразовывал свою палитру, введя в нее зеленый и кораллово-красный цвет, расширил используемые формы, насыщая их последними модными тенденциями.

По словам Гаувина Бейли, профессора истории искусства в Королевском университете Канады, традиционный китайский стиль синего и белого повлиял также на развитие керамического искусства Западной Европы и других стран.

«Кроме того, синий цвет кобальта в китайском фарфоре Цзиндэчжэня являлся двигателем мировой торговли от Аннама во Вьетнаме до Амстердама. Но его высокая цена побудила местных мастеров на создание более дешевых альтернатив, особенно керамики и плитки, из менее качественной кобальтовой руды, которая встречалась в Юго-Восточной Азии или Новой Испании (Мексика)», – рассказал Бейли.

Художники обращаются к ультрамарину

В тот же самый период, когда синий цвет по всему миру способствовал изменению стиля керамики, он также сыграл немалую роль в трансформации истории живописи.

В средние века по сухопутным торговым путям в Европу начал поступать высококачественный, ярко-голубой пигмент. Этот краситель изготавливался из полудрагоценного камня лазурит, который добывали в Афганистане. Данный пигмент, который завезли в Европу венецианские купцы, стал известен как «ультрамарин» и оказал влияние на развитие европейской живописи.

Венеция, Флоренция и другие центры итальянской живописи создали своеобразную иерархию цветов. Синий цвет занимал в ней первое место из-за ограниченного предложения и больших расходов, требуемых для его получения.

“В результате синие красители использовались для окрашивании одежды самых возвышенных фигур, например мантии Девы Марии», – отметил профессор.

The David Collection, Copenhagen

Китайская подвесная лампа 19 века, сочетающая собственные китайские художественные традиции с ближневосточными / Источник: edition.cnn.com

Для работ таких художников эпохи Возрождения, как Тициан и Тинторетто, характерно активное использование синего цвета. В Венеции наличие синего цвета способствовало развитию традиции “колорито” (колоризма), особенностью которой было наслоение и смешение цветов для создания богатого атмосферного натурализма в ландшафте.

Другие страны, в частности Португалия, искали более дешевые варианты производства этой краски. Из королевских чиновников даже назначались специальные люди, которые осуществляли надзор за добычей голубого цвета. Поиск более доступных, менее дорогих красок в конечном счете привел к открытию нового синего цвета. В XVIII веке появляется так называемый «прусский синий» цвет, а в начале XIX столетия более чистый оттенок на основе глинозема (оксида алюминия) и кобальта, который использовал в своем творчестве Ван Гог.

В 2009 году химик из Орегона создал новый оттенок с химическим названием YInMn. Он считается первым новым синим цветом, который был создан за последние 200 лет. Так что поиск идеального синего цвета все еще продолжается.

Исамбард Уилкинсон / CNN style

Комментарии