Как Умар (р.а.) боролся за социальную справедливость?

Как считал Умар (р.а.), все, что должно ему выдаваться из казны/финансироваться за счет бюджета как для главы государства – это пара одежды, верблюд и еда для него самого и домочадцев, пишет профессор Аднан Демирджан для сайта yenisafak.com.


Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Если бы после меня пришел пророк, то это был бы Умар». Отличительными чертами Умара были справедливость, храбрость, правдивость и непоколебимая вера. Став халифом, он крайне ответственно относился к своим обязанность. «Если на берегу Тигра волк нападет на овцу, то Аллах спросит с меня», – говорил он.

Время правления Умара (р.а.) было важным этапом развития исламского государства с точки зрения как завоевания новых территорий, так и законотворчества. Он оказал влияние на эпоху, принятые им решения формировали будущее исламского мира. К власти Умар (р.а.) относился как к тяжкому грузу, осознавая, что ему придется отвечать перед Всевышним за то, как он распорядился ею.

Знаменитая мечеть двух кибл в Медине.

Rashidun Caliphs Umar ibn Al-Khattāb - عُمر بن الخطّاب ثاني الخلفاء الراشدين.svg

Источник: en.wikipedia.org

Будучи правителем огромного государства, Умар (р.а.) не обеспечил никакой пользы от своего положения ни себе, ни семье, ни родственникам. Наоборот, он все время напоминал им, что в своих расходах и поступках они должны быть особо внимательны. Передают, что когда при нем наступили голодные времена, и многие люди не могли есть мясо и животный жир, то Умар (р.а.) отказался от употребления этих продуктов, что сказалось на его внешнем виде.

Когда один из сахабов спросил у него, что является дозволенным с точки зрения шариата для халифа, то Умар (р.а.) ответил таким образом:

Мечеть Умара (р.а.) / Источник: en.wikipedia.org

 

«Я перечислю вам вещи, которые я считаю дозволенными для себя из имущества Аллаха (т.е. казны): две хулли (длинная одежда) – одна на зиму, другая на лето; одно верховое животное, на котором я мог бы совершать хадж и умру; еда для меня и моей семьи [в таком количестве и качестве], какую едят люди, занимающие среднее положение – ни богатые и ни бедные. Кроме того, я один из мусульман. И что выпадает на долю им [из хорошего и плохого, из богатства или бедности], то же выпадает и на мою долю» (Ибн Сад, III, 256).

Умар (р.а.) создал консультативный совет, с членами которого обсуждал соответствие шариату предпринимаемых им административных мер. Члены этого совета получали жалование. Также при нем было назначено пособие для определенных групп мусульман в зависимости от их положения в общине. Когда некоторым не понравилось неравномерное распределение выплат, халиф объяснял: «Те, кто сражался против Посланника Аллаха, и те, кто сражался вместе с ним, не равны!» Например, для Усамы ибн Зайда, сына приемного сына Посланника Аллаха (с.а.в.), Умар установил выплаты в размере 4 тысяч дирхемов, а для своего сына Абдуллаха – 3 тысячи дирхемов. Абдуллах ибн Умар попробовал возмутиться: «Ты назначил мне 3 тысячи дирхемов, а Усаме – 4 тысячи. Между тем, я участвовал в битвах, в которых не участвовал Усама!» На это Умар (р.а.) ответил ему: «Я назначил ему больше, потому что Посланник Аллаха (с.а.в.) любил его отца больше, чем твоего отца!»

Верхом на верблюде по пути Пророка (САВ).

Цифра III обозначает земли, присоединенные к халифату во время правления Умара (р.а.) / Источник: ru.wikipedia.org

Другая, говоря современным языком, мера социальной поддержки населения, введенная Умаром (р.а.) – это пособие в 100 дирхемов на каждого ребенка. По достижению ребенком возраста 10 лет, оно увеличивалось до 200 дирхемов. Когда к халифу приносили подкидышей – младенцев, родители которых неизвестны, то он назначал пособие в 100 дирхемов тому, кто брался их растить и воспитывать, а также выделял им продукты каждый месяц. Из казны (байт аль-мал) выплачивались расходы на кормилицу для подкидышей и расходы на их содержание (нафака).

Как передают, увидев, что его политика привела к обогащению определенного круга сахабов, Умар (р.а.) подумывал об ее изменении, но его убийство не позволило свершиться этим планам.

Примечание редакции: Один дирхем весил примерно 4 г, а цена 1 г серебра сейчас равно примерно 30 рублям. Таким образом, получается, что 100 дирхемов – это около 12000 руб. Поэтому исходя из сегодняшних цен на серебро размер пособия может показаться не слишком впечатляющим. Но следует учитывать, что в те времена в Аравии серебро ценилось гораздо выше, чем сейчас. Согласно сохранившимся данным, в Мекке в то время за 40 грамм серебра давали 4,45 грамма золота. Исходя из этих данных и стоимости золота на сегодняшний день, 100 дирхемов – это более 120 тысяч рублей.

Картинки по запросу пожертвование ислам

Источник: islamkafah.com

 

 

Исламосфера

Комментарии