Как возникло искусство махьи?
Как и в прошлом, Рамадан в Турции нельзя представить без махьи – светящихся надписей, украшающих минареты мечетей.
1. Сейчас махья, может быть, теряется на фоне городских огней. Но в прошлом, до широкого распространения электрического освещения, она выглядела очень эффектно – светящиеся надписи над куполами мечетей в темноте города. Создавали такие надписи при помощи масляных светильников.
2. Возникло искусство махьи в Стамбуле. Обусловлено это тем, что в этом городе много мечетей, имеющих более двух минаретов, между которыми удобно размещать такие надписи.
3. Как сообщается, первая махья была изготовлена при султане Ахмеде I (1590-1617). Знаменитый каллиграф того времени Хафиз Кафави представил правителю великолепно исполненную каллиграфическую картину.
4. Султану так понравилась работа мастера, что он велел Хафизу Кафави повесить ее между минаретами мечети Султана Ахмеда, осветив светильниками. Это и была первая махья.
5. Источников, подтверждающих это предание, нет.
6. Предполагается, что первая махья была создана в месяц Рамадан 1616 или 1617 года.
7. А первый исторический документ, связанный с махьей – это распоряжение великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима-паши (1666-1730), в котором повелевается украсить махьями все большие мечети империи.
8. Если представить, как трудно было изготавливать махьи техническими средствами того времени, а больших мечетей в Османской империи было много, то можно предположить, что уже при Ибрагиме-паше это искусство было достаточно развитым.
9. Махьи были так популярны, что жители некоторых городов обращались к падишаху с просьбами вешать светящиеся надписи и на минаретах мечетей в их местности.
10. Минареты стамбульской мечети Султана Эйюпа были надстроены в высоту, чтобы на них можно было вешать махью. А к мечети Михримах-султан, которая имела только один минарет, для этой же цели был пристроен еще один.
11. Не оставались без украшения и мечети, имеющие один минарет – на них надевали «кафтан». Под «кафтаном» имелось в виду обвешивание всего минарета светильниками.
12. Светильники для махьи были масляными – в них заливалось оливковое масло. Период горения светильника определялся количеством этого масла. Например, на три часа требовалось 12 дирхемов (примерно 40 г) такого «топлива».
13. Фитиль изготавливали из щепок фисташкового дерева. Его обкладывали ватой и помещали в лампу. Чтобы лампы не погасли, их укладывали внутрь коробок, которые закрывали, чтобы светильники не разбились и не погасли. После еще ряда действий, требующих значительных усилий, махья была завершена, и ее вывешивали на минареты.
14. Для одной махьи было необходимо 400-500 таких ламп. Также требовалось предпринимать меры для предотвращения пожаров.
15. Распространение электричества изменило это искусство. Хотя первое время электрические махьи были не особо удачными, впоследствии их изготовление было усовершенствовано.
16. Махьи и сейчас остаются в Турции неотъемлемым атрибутом Рамадана.
17. Сейчас они исключительно электрические. Хотя с развитием технологий мечети уже начинают украшать и цифровыми махьями.
Fikriyat