Как халиф Умар боролся с эпидемией чумы, случившейся в его время?

После своего избрания халифом Умар (р.а.) продолжил завоевания, начатые его предшественником, расширяя границы исламского государства. В это время на обширной территории, включающей Урфу, Шам, Иорданию, Палестину, разразилась эпидемия, в мусульманских источниках названная «чумой Амваса», пишет сайт Fikriyat.


Ибн Аббас (р.а.) передает: «Умар ибн Хаттаб во время своего правления с отрядом отправился в Шам. Когда они достигли области, именуемой Сарг, его встретили военачальники во главе с Абу Убайдой ибн Джаррахом и сообщили об эпидемии чумы, распространившейся в регионе».

Как Умар (р.а.) боролся за социальную справедливость?

Далее он сообщает: «Услышав это, Умар (р.а.) сказал мне: «Позови ко мне мухаджиров». Я позвал их. Умар (р.а.) устроил совет с ними. Среди сахабов возникло разногласие. Одни говорили: «О повелитель правоверных! Ты вышел в путь для определенного дела (войны). Нам не кажется правильным вернуться с этой дороги». Другие заявили: «С нами сахабы Посланника Аллаха (САВ) и другие люди. Нам не кажется правильным вести их в земли, зараженные чумой (т.е. считали необходимым вернуться в Медину)»».

Тогда Умар (р.а.) позвал к себе ансаров и устроил совещание с ними. Ансары тоже разошлись во мнениях по поводу дальнейших действий.

Источник: derintarih.com

Ибн Аббас сообщает: «После Умар (р.а.) велел мне: «Позови ко мне старейших из мухаджиров из числа курайшитов, которые совершили хиджру еще до завоевания Мекки». Я позвал их. Он устроил совещание с ними. Они были едины в своем мнении: «Нам кажется правильным всем вместе вернуться в Медину, а не идти в регионы, где свирепствует чума».

Тогда Умар обратился к людям и объявил, что утром выступает в обратный путь, и велел им готовиться. Но Абу Убайда ибн Джаррах, не находя такой образ действий правильным, заявил: «Вы бежите от предопределения Аллаха?»

Чума и поэзия: как писали о болезни мусульманские авторы прошлого.

Умар (р.а.) не одобрил его поведения. Он сказал: «О Абу Убайда, если бы это сказал не ты, а кто-то другой! Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Представь, если бы твои верблюды пришли в долину, одна часть которой – зеленые пастбища, а другая – голая пустошь, и ты отправил бы их пастись на зеленые пастбища, чтобы они наелись, разве эти твои действия не были предопределением Аллаха? И наоборот, если бы ты оставил бы их голодными в голой пустоши, разве это не было бы предопределением Аллаха?»

Illustration depicting Moslem Arab pilgrims en-route to Mecca. by ...

Ибн Аббас (р.а.), который поведал об этом случае, приводит хадис, доказывающий, что решение, принятое Умаром (р.а.) на совещании с сахабами, является самым правильным. Он сообщает: «В это время прибыл Абдуррахман ибн Ауф (р.а.), который отсутствовал до этого по своим делам. (Узнав о случившимся,) он поведал: «У меня есть что сказать по этому поводу. Я слышал, как Посланник Аллаха (САВ) повелел: «Если услышите, что она началась в какой-то земле, то не отправляйтесь туда, а если она начнется там, где находитесь вы, то не покидайте ту землю, желая спастись от болезни».

Почему исламский мир не пострадал от Черной смерти так же сильно, как Европа?

Тогда Умар (р.а.) вознес восхваления Аллаху за то, что выбранный им образ действий соответствует хадису и вернулся в Медину» (Бухари, Тыбб, 30; Муслим, Салям, 98).

Эммаус-Никополь, называемый арабами “Амвас”. Чума Амваса сначала поразила войско мусульман, стоявшее там лагерем, а затем распространилась по всей Сирии-Палестине и затронула Египет и Ирак / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии